Пояснительная записка.
Статус документа
Рабочая
программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 1 класс
создана на основе федерального компонента Государственного стандарта начального
общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания
образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей,
логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание
рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений
художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту
поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие
индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности
изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке
художественной информации. Обучающиеся получают представление об
изобразительном искусстве как целостном явлении. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты
искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание
художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся:
восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную
художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность
показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве,
раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно
информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный
эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет
вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства. Целью художественного воспитания
и обучения в 1 классе является формирование представления о трех видах
художественной деятельности, которые определяют все многообразие визуальных
пространственных искусств. На помощь ученикам приходит
игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата-Мастера – Мастер
Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Увидеть в окружающей жизни
работу того или иного Брата – Мастера – интересная игра. С нее начинается
познание связей искусства с жизнью. В задачу 1 года обучения входит
осознание того, что Мастера работают определенными материалами, а так же
первичное освоение этих материалов. Через работу каждого Мастера связывается
детская художественная работа со взрослым искусством. Здесь закладываются
основы понимания огромной роли изобразительной деятельности в жизни людей. В
искусстве существует не только Художник, но и Зритель. Задачей Мастера является
обучение детей первичному опыту владения доступными начальной школе
материалами. Рабочая программа
построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе
взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение
жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на
основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является
важным условием освоения детьми программного материала.
Художественная деятельность
школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на
плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений
действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов
коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение
художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических,
современных).
Наряду с
основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в
краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и
картинных галереях.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками
музыки и литературного чтения. При
прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром,
математикой (геометрические фигуры и объемы), трудовым обучением (природные и искусственные материалы,
отделка готовых изделий).
Основные содержательные линии
В рабочей
программе по изобразительному искусству 1 класс выделены 3 основные
содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления
содержание обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его
с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических)
искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное
творчество и его связь с окружающей жизнью». Систематизирующим методом
является выделение трёх основных видов художественной деятельности:
конструктивной, изобразительной, декоративной. Эти три вида художественной
деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных
искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура;
конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные
искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию
любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для
интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, не по принципу
перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной
деятельности.
Три способа освоения
художественной действительности представлены в начальной школе в игровой форме,
как Братья – Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида
художественной деятельности сопутствуют обучающимся весь год обучения. Они
помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств
в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.
Цели обучения
Изучение изобразительного искусства и художественного труда в 1 классе
направлено на достижение следующих целей:
• развитие способности к
эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства,
выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
• освоение первичных знаний
о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном,
архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
• овладение элементарными
умениями, навыками, способами художественной деятельности;
• воспитание эмоциональной
отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного
изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной
природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому,
многонациональной культуре.
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на
изучение предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» отводится 1
час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 33 часа. Рабочая программа по
предмету «Изобразительное искусство и
художественный труд» 1 класс разработана на основе учебно-методического
комплекта «Школа России», а именно авторской программы Б. М. Неменского, В. Г.
Гурова, Л. А. Неменской.
Для реализации рабочей программы предусматриваются
различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как:
фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа, практические
и тематические работы. На учебных занятиях используются коллективные способы
обучения в парах постоянного состава (ППС), в малых группах. Во время учебных
занятий ученики обсуждают работы товарищей, результаты коллективного творчества
и индивидуальные работы на уроках.
Значительную роль играют литературные и музыкальные
произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.
Большое внимание уделяется развитию речи
обучающихся, так как раскрываются основные термины и понятия такие, как: гуашь,
репродукция, панно.
Общеучебные умения, навыки и способы
деятельности
На уроках изобразительного
искусства формируются умения:
♦ воспринимать окружающий
мир и произведения искусства;
♦ анализировать результаты сравнения;
♦ работать с простейшими знаковыми и графическими
моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;
♦ развивать наблюдательность;
♦ создавать творческие работы на основе
собственного замысла;
♦ формировать навыки учебного сотрудничества в
коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять
работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат);
♦ работать с пластилином, бумагой, гуашью,
фломастерами, карандашами;
♦ участвовать в создании «проектов»
изображений, украшений, построек для дома;
♦ понимать выразительность пропорций и
конструкцию формы.
Результаты обучения В конце 1 класса учащиеся должны
знать:
- три способа художественной
деятельности: изобразительную, декоративную и конструктивную.
- названиями главных цветов
(красный, жёлтый, синий, зелёный, фиолетовый, оранжевый, голубой);
- правильно работать
акварельными красками, ровно закрывать ими нужную поверхность;
- элементарные правила
смешивания цветов (красный + синий = фиолетовый;
- синий + жёлтый = зелёный)
и т. д.
- простейшие приёмы лепки.
В конце 1 класса учащиеся должны уметь: - верно держать лист бумаги, карандаш;
- правильно пользоваться инструментами и
материалами ИЗО;
- выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира;
- передавать в рисунке простейшую форму, общее
пространственное положение, основной цвет предметов;
- применять элементы декоративного рисования
кистью;
- применять простейшие приёмы лепки.
Полное календарно-тематическое планирование по ИЗО для 1 класса можно скачать с сервера. Смотрите так же
Рабочая программа по трудовому обучению 1 класс 2010-2011г
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс 2010-2011г
Рабочая программа по математике 1 класс 2010-2011г
|