Пояснительная записка
Статус документа
Примерная
программа по математике создана на основе федерального компонента
государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в
целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных
особенностей младших школьников.
Общая характеристика учебного предмета
Курс
математики для начальной школы I-IV классов является частью единого
непрерывного курса математики I – IX классов, который разрабатывается с позиций
комплексного развития личности ученика, гуманизации и гуманитаризации
математического образования.
Начальный
курс математики – курс интегрированный: в нём объединены арифметический, алгебраический
и геометрический материалы. При этом основу начального курса составляют
представления о натуральном числе и нуле, о четырёх арифметических действиях с
целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а так же основанное
на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приёмов устных и письменных
вычислений.
Наряду
с этим, важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их
измерением. Курс предполагает также формирование у детей пространственных
представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и
некоторыми их свойствами, с простейшими чертёжными и измерительными приборами.
Изучение математики должно создать прочную основу для дальнейшего обучения
этому предмету.
Концентрическое
построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел,
позволяет соблюсти необходимую постепенность в нарастании трудности учебного
материала и создаёт хорошие условия для совершенствования формируемых знаний,
умений и навыков.
Ведущие
принципы обучения математике в младших классах – учёт возрастных особенностей
учащихся, органическое сочетание обучения и воспитания, усвоения знаний и
развитие познавательных способностей детей, практическая направленность
преподавания, выработка необходимых для этого навыков.
Характерными
особенностями содержания математики являются: наличие содержания,
обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков, способов
деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными
предметами начальной школы.
Основные содержательные линии
Основу
курса математики во 2 классе составляет изучение нумерации чисел в
пределах ста.
Рабочая программа предполагает вместе с тем прочное
знание изучаемых алгоритмов и отработку навыков устных и письменных вычислений.
Наряду с этим важное
место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением.
Тема раздела «Нумерация» неразрывно связана в курсе с
темой «Величины», содержание которой составляют
ознакомление с новыми единицами измерения и работой над их усвоением.
В рабочей программе предусматривается ознакомление учащихся с записью
сложения и вычитания «столбиком» при рассмотрении более сложных случаев
сложения и вычитания в пределах 100.
Особое внимание в программе заслуживает рассмотрение правил о порядке выполнения арифметических действий. Во 2 классе вводятся скобки, как знаки,
указывающие на изменение порядка выполнения действий. Умение применять эти
правила в практике вычислений внесено в основные требования программы на конец
обучения в начальной школе.
Дети продолжают учиться анализировать
содержание задач, объясняя, что известно и что неизвестно в задаче, что можно
узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи, какие
арифметические действия и в какой последовательности должны быть выполнены для
получения ответа на вопрос задачи, обосновать выбор каждого действия и пояснять
полученные результаты, устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять
правильность ее решения.
Решение текстовых задач при соответствующем их подборе
позволяет расширить кругозор ребенка, знакомя его с самыми разными сторонами
окружающей действительности.
Программа предусматривает раскрытие
взаимосвязи между компонентами и результатами действий. Важнейшее значение
придается умению сопоставлять, сравнивать, устанавливать причинно-следственные
связи, логически мыслить, выяснять
сходства и различия в рассматриваемых фактах, применять знания в практической
деятельности.
К элементам алгебраической пропедевтики
относится ознакомление детей с таким важным математическим понятием, как
понятие переменной. Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики
позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию
абстрактного мышления у учащихся.
Содержание модульной программы по математике позволяет
осуществлять связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе.
Цели
обучения
• развитие образного и логического
мышления, воображения; формирование
предметных
умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических
задач, продолжения образования;
• освоение основ математических
знаний, формирование первоначальных
представлений
о математике;
• воспитание интереса к математике,
стремления использовать
математические
знания в повседневной жизни.
Место
предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение курса
математики во 2 классе отводится 4 часа в неделю при 34 недельной работе. За
год на изучение программного материала отводится 136 часов.
Рабочая
программа составлена по государственной
программе «Математика» 2 класс по учебному комплексу М.И. Моро, М.А. Бантовой,
Г.В. Бельтюковой, С.И Волковой, С.В. Степановой.
Для реализации рабочей программы
на уроках математики используются: фронтальная беседа, устная дискуссия,
самостоятельные и контрольные работы, коллективные
способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются
различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с
консультантами), внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее,
модульное и дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения,
такие, как: частично-поисковые, проблемные, наглядные. Применяются
разнообразные средства обучения: разноуровневые карточки, тесты, демонстрационный материал, таблицы.
В рамках представленной программы, ученику
предлагается овладеть содержанием учебного материала на трёх уровнях, выполняя
задание не столько репродуктивного характера, сколько конструктивного и
творческого, включая тем самым каждого ученика в активную учебно-познавательную
деятельность. В процессе такой деятельности формируются общеучебные умения и
навыки, развивается мышление, память, воля, формируется культура общения.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В
результате освоения предметного содержания математики у обучающихся формируются
общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности:
♦
формировать умения читать и записывать числа, знание состава чисел, которые
понадобятся при выполнении устных, а в дальнейшем и письменных вычислений в
пределах 100.
♦ выделять признаки и свойства объектов
(прямоугольник, квадрат их периметр и др.);
♦
определять с помощью сравнения (сопоставления) их характерные
признаки.
♦
формировать речевые математические умения и навыки, высказывать
суждения с использованием
математических терминов и понятий, выделять слова (словосочетания и т. д.),
помогающие понять его смысл; ставить вопросы по ходу выполнения задания;
♦
выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия,
обосновывать этапы решения задачи, уравнения и др.
♦
развивать организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей
работы, определять последовательность предстоящих действий;
♦
осуществлять контроль и оценку правильности действий, поиск путей преодоления
ошибок.
♦ формировать и отрабатывать навыки устных и
письменных вычислений:
табличные случаи сложения и вычитания, внетабличные
вычисления в пределах 100, умножения и деления на 2 и 3, разнообразные примеры
на применение правил о порядке выполнения действий в выражениях со скобками и
без них.
Одна из важнейших задач – уметь пользоваться
алгоритмами письменного и устного сложения
и вычитания чисел в пределах 100.
В конце 2 класса учащиеся должны знать:
Ø название и последовательность чисел от 1 до 100;
Ø название и обозначение действий умножения и деления;
Ø названия компонентов и результатов сложения и
вычитания;
Ø таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие
случаи вычитания;
Ø правила порядка выполнения действий в числовых
выражениях в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без
них).
Учащиеся должны уметь:
Ø читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
Ø находить сумму и разность чисел в пределах 100: в
более легких случаях устно, в более сложных – письменно;
Ø находить значения числовых выражений в 2 действия,
содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них);
Ø решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание и
задачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл умножения и деления;
Ø чертить отрезок заданной длины и измерять данный
отрезок;
Ø находить длину ломаной, состоящей из 3-4 звеньев и
периметр многоугольника (треугольника, четырехугольника).
Результаты
обучения
Основные требования к знаниям, умениям и
навыкам обучающихся, обеспечивающие преемственную связь с курсом математики в 5 классе
Обучающиеся
должны знать:
- названия и
последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд
и как образуется каждое следующее число в этом ряду);
- как образуется каждая
следующая счетная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в
одной сотне и т. д., сколько разрядов содержится в каждом классе), названия и
последовательность классов;
- названия и обозначения
арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия;
- связь между компонентами и
результатом каждого действия;
- основные свойства
арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и
умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения);
- правила о порядке
выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих
их;
- таблицы сложения и
умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления;
- единицы названных величин,
общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих
величин;
- связи между такими
величинами, как цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние и др.;
- виды углов: прямой, острый,
тупой;
- определение прямоугольника
(квадрата);
- свойство противоположных
сторон прямоугольника.
Обучающиеся
должны уметь:
- читать, записывать и
сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя
знаки > (больше), < (меньше), = (равно);
- представлять любое
трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
- записывать и вычислять
значения числовых выражений, содержащих 3—4 действия (со скобками и без них);
- находить числовые значения
буквенных выражений вида а + 3, 8-г, b:2, a + b, c-d, k:n при заданных числовых
значениях входящих в них букв;
- выполнять устные вычисления
в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах
100;
- выполнять письменные
вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление
многозначных чисел на однозначное и двузначное числа), проверку вычислений;
- решать уравнения вида х±60
= 320, 125+х = 750, 2000-х= 1450, х-12 = 2400, х:5 = 420, 600:х = 25 на основе
взаимосвязи между компонентами и результатами действий;
- решать задачи в 1—3
действия;
- находить длину отрезка,
ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);
- находить площадь
прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;
- узнавать время по часам;
- выполнять арифметические
действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и
деление значений величин на однозначное число);
- применять к решению
текстовых задач знание изученных связей между величинами;
- строить заданный отрезок;
- строить на клетчатой бумаге
прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.
Требования к
уровню подготовки выпускника. В результате изучения математики
ученик должен знать (понимать):
• последовательность чисел в пределах 100 000;
• таблицу сложения и вычитания однозначных чисел;
• таблицу умножения и деления однозначных чисел;
•
правила порядка выполнения действий в числовых выражениях.
В результате изучения математики ученик должен уметь:
• уметь читать, записывать и сравнивать числа в
пределах миллиона;
•
представлять многозначное
число в виде суммы разрядных слагаемых;
• пользоваться изученной математической
терминологией;
• выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и
с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах 100;
•
выполнять деление с остатком в
пределах ста;
•
выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел,
умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное, число);
• выполнять вычисления с нулем;
• вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со
скобками и без них);
• выполнять правильность выполненных вычислений.
|