Пояснительная
записка
Статус
документа
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» 1
класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта
начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания
образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей,
логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Общая характеристика учебного предмета
В процессе изучения
курса «Мир вокруг нас» осуществляется систематизация и расширение представлений
детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к
их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся, воспитание у них любви к
своему городу (селу), к своей Родине.
Цель курса -
формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков
экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной
среде.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг
вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о
странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в
их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе
школьного обучения начать формирование у детей целостного представления об
окружающем мире, о месте в нем человека. В курсе раскрываются доступные
пониманию учащихся взаимосвязи, существующие в природе и общественной жизни.
Идея связей как бы цементирует разнообразные элементы содержания курса,
значительно усиливая его воспитательный и развивающий потенциал.
В 1 классе еще не выделяются и не структурируются в
самостоятельные разделы программы те или иные предметные области
действительности (например, живая природа, техника и т. д.). Ребенок в этом
возрасте - первооткрыватель мира, и его интересует все. Целостный образ
окружающего формируется через «мозаику» его компонентов в процессе поиска
ответов на детские вопросы; что? Кто? Как? Когда? Почему? Зачем? и др.
Учебное содержание в каждой теме выстраивается в
основном по единой схеме: мир неживой природы; растения и животные; мир людей и
созданных людьми предметов; наше здоровье и безопасность; экология. Продвигаясь
в освоении курса от темы к теме, учащиеся вновь и вновь возвращаются к основным
предметным областям, постоянно расширяя и углубляя свои знания о них,
рассматривая их с новых точек зрения.
Содержание учебного предмета носит интегрированный
характер с курсом «Мы – дети природы». Данный курс интегрирован с целью
расширения представлений обучающихся о родном крае (географическое положение,
этнографические особенности), экологических проблемах региона, посёлка.
На данном предмете формируются предпосылки общего
научного мировоззрения, их познавательные способности; создаются условия для
самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в 1 классе, в рамках
данного учебного предмета имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с
практической жизнью младшего школьника.
Основные
содержательные линии
Основные содержательный линии «Окружающего мира»
определены стандартом начального общего образования и представлены 5 разделами:
«Введение», «Что или кто?», «Как откуда и куда?», «Где и когда?», «Почему и
зачем?».
Каждый раздел реализуется через комплексно-дидактическую
цель.
Раздел
1 «Введение» формирует умения задавать вопросы об
окружающем мире и искать в доступной детям форме ответы на них.
Раздел
2 «Что или кто?» формирует у детей представление об
объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах.
Раздел
3 «Как откуда и куда?» формирует представления о
различных процессах и явлений окружающего мира, как естественных, так и
связанных с деятельностью людей.
Раздел
4 «Где и когда?»
развивает представления детей о пространстве и времени.
Раздел
5 «Почему и зачем?» обеспечивает опыт причинного объяснения
явлений окружающего мира, определения целей и смысла той или иной человеческой
деятельности.
Цели
обучения
Изучение предмета «Окружающий мир» направлено на
достижение следующих целей:
· развитие умений наблюдать, анализировать
обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать
творческие задачи;
· освоение знаний об окружающем мире,
единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе
и в обществе;
· воспитание позитивного
эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и
духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности
участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и
укреплять здоровье.
Место
предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение
окружающего мира отводиться 2 часа в неделю, всего на изучение программного
материала отводиться 66 часов. Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» 1
класса составлена по государственной программе с экологической направленностью
А.А. Плешакова «Мир вокруг нас».
Разделы программы предусматривают различные формы
организации учебных занятий: в классе,
на природе, экскурсии, практические и творческие работы.
В 1 классе поводятся экскурсии при изучении раздела
«Введение» - знакомство со школой; знакомство с дорогой от дома до школы и
правилами безопасного пути.
Практические работы проводятся на учебных занятиях
по следующим темам:
Раздел
«Что и кто?»
- знакомство с разнообразием камней;
- знакомство с комнатными растениями и растениями
цветника, их распознавание с помощью атласа-определителя;
- знакомство с лиственными деревьями ближайшего
природного окружения, их распознавание по листья;
- сравнительное исследование сосны и ели (по общему
виду, хвоинкам, шишкам);
- знакомство с компьютером, простейшие приемы работы
с ним;
- знакомство с глобусом.
Раздел
«Как, откуда и куда?»
- сборка простейшей электрической цепи;
- изучение свойств снега и льда;
- отработка простейших приемов ухода за комнатными
растениями;
- изготовление простейшей кормушки для птиц.
Раздел
«Почему и зачем?»
- простейшие правила гигиены (чистка зубов, мытье
рук и др.)
Для реализации рабочей программы на уроках
используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и
практические работы, работа с картой, коллективные способы обучения в парах
постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные
виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, обучение работе с консультантами).
Внедряются новые педагогические технологии: ИКТ,
развивающее, модульное и дифференцированное обучение; различные методы обучения
– частично-поисковые, исследовательские, проектной деятельности, практические,
наглядные.
Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые
карточки, тесты; справочники, словари, мультимедийные презентации, гербарии,
таблицы, карты.
Применение данных форм, средств и технологий
обучения позволяют широко использовать моделирование: создание графических и
динамических схем, которые помогают учащимся понять и формулировать правила и
нормы экологически приемлемого поведения и хозяйствования, выполнять
практические работы, несложные опыты, формировать общеучебные умения и навыки,
осваивать способы деятельности, выполнять задания творческого характера.
Общеучебныеумения,
навыки и способы деятельности
В процессе освоения предметного содержания
окружающего мира у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и
способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального
общего образования:
- наблюдать объекты окружающего мира;
- работать с учебником, энциклопедиями;
- работать с памятками, алгоритмами,
схемами-опорами;
- рассуждать, участвовать в беседе, дискуссии;
- уметь работать в паре, группе, индивидуально;
- уметь оценить себя, товарища;
- формировать коммуникативные умения;
- развивать познавательные, интеллектуально-учебные
умения;
- уметь пользоваться приобретенными знаниями в
повседневной практической жизни.
Результаты
обучения к концу 1 класса обучающиеся
Учащиеся
должны знать:
- солнце, его
форма; луна и звезды;
- камни и их
разнообразие;
-
дикорастущие и культурные растения; кустарники, травы, деревья;
- части
растений;
- животных
диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей;
- признаки
живой и неживой природы;
- основные
сведения о своей стране, (селе), городе;
планете;
- виды
транспорта; правила безопасного поведения
в быту и на улице, в воде;
-
разнообразие водоемов, части реки; правила поведения на воде,
- правила
безопасного обращения с электроприборами;
- свойства
снега и льда;
- признаки
живого и условия, необходимые для жизни организмов;
- правила
ухода за комнатными растениями и домашними животными, птицами;
- как
охранять окружающую среду от загрязнения;
-
времена года, растения и животные ближайшего
природного окружения; - правила поведения в природе; правила дорожного
движения; основные дорожные знаки;
- различные
виды профессий;
- связь между
названиями некоторых растений, грибов, животных и их особенностями;
- правила
поведения на природе;
-
разнообразие овощей и фруктов и их значение для человека;
- правила
личной гигиены;
- значение
сна в жизни человека;
- назначение
устройств автомобилей, поездов и железных дорог, кораблей и самолетов;
- о роли космоса
в жизни человека;
- о роли
экологии в жизни людей;
Учащиеся
должны уметь:
- различать
объекты живой и неживой природы;
- различать изученные группы растений и
животных (по нескольку
представителей каждой группы);
- вести
наблюдения в природе под руководством
учителя;
- объяснять какое значение имеет природа для
жизни людей;
- различать
водоемы; части реки;
-
выполнять правила поведения на
воде и в быту; в окружающей природе;
- различать
время и времена года; изученные растения и животные;
- применять
правила дорожного движения; различать
основные дорожные знаки; и различать виды профессий;
- объяснять причину возникновения дождя и ветра;
- различать
цвета радуги, звук и свет;
- различать
изученные группы растений и животных;
-
различать изученные виды
транспорта;
- выполнять
правила личной гигиены;
- соблюдать
правила поведения в природе;
-
устанавливать связь между поведением людей и состоянием окружающего
мира. Полное календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса можно скачать с сервера.
Смотрите так же
Рабочая программа по трудовому обучению 1 класс 2010-2011г
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс
Рабочая программа по русскому языку 1 класс
|