Трудовое обучение
Пояснительная запискаСтатус документа Рабочая программа по предмету
«Трудовое обучение» 1 класс создана на основе федерального компонента
государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в
целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных
особенностей младших школьников.
Общая характеристика учебного предмета
Деятельностный подход к построению
процесса обучения по технологии является основной характерной особенностью
этого учебного предмета, что способствует формированию у учащихся не только
представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой
деятельности людей в развитии общества но и позволяет сформировать у них
начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.
Обучение школьников строиться с
учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изд
При отборе конкретного содержания
обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты
трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых
изделий.
Характерными особенностями учебного
предмета являются:
-
практико-ориентированная направленность содержания обучения;
- применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и
учебных предметов для расширения технических и технологических задач;
-
применение поученного опыта практической деятельности для выполнения домашних
трудовых обязанностей.
Программой предусматривается
обязательное изучение обще трудовых знаний, овладение соответствующими
умениями и способами деятельности; приобретение опыта
практической деятельности по изготовлению изделий из различных материалов.
Основные содержательные линии С учетом спецификации данного
учебного предмета в программе выделены четыре содержательные линии, которые
реализуют концентрический принцип изучения, дают возможность постепенно
углублять и расширять программный материал.
Первый раздел «Учимся размышлять»
определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащегося по
осознанию практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ
технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах
безопасной работы. Второй раздел программы «Готовимся к практической
работе» предусматривает перечень самостоятельных и коллективных действий по
подготовке рабочего места, отбору нужного количества материала.
Третий раздел «Учимся выполнять
новые операции» и четвертый «У нас получаются красивые изделия»
определяют круг операций, осваиваемых на уроках, и перечень рекомендуемых
изделий.
Пятый раздел «За год мы узнали
новые слова» является своеобразным справочником – контролером для учителя,
организующего на уроке труда усвоение терминов, причем все перечисляемые слова
вводятся в урок не на уровне определения, а на уровне распознавания по смыслу.
- Как называется
этот инструмент?
- Не можешь ли
сказать, почему?
- Что им делают?
- Какие у
него есть родственники?
Цели обучения
В процессе обучения технологии в
начальной школе реализуются следующие цели:
- развитие сенсорики, мелкой моторики рук,
пространственного воображения. Технического и логического мышления,
глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
- освоение знаний о роли трудовой деятельности
человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о
мире профессий;
- овладение начальными технологическими знаниями,
трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по
созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами
планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей
работы;
- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к
людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности;
практической применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Место
предмета в базисном учебном плане В федеральном базисном учебном плане на учебный
предмет «Трудовой обучение» отводиться 1 час в неделю, всего на изучение
программного материала отводиться 33 часа. Общеучебные
умения навыки и способы деятельности В 1 классе дети под руководством учителя рассматривают
образец в сборе и деталях, определяя количество деталей и их форму. При
обсуждении технологии изготовления изделия составляют словесный план, различая
только понятия «материал» и «инструмент», поскольку само изготовление будет
вестись подконтрольно.
В части теоретического рассмотрения
вопросов материаловедения в каждом классе предусмотрены наблюдения и опытное
исследование некоторых физических и механических свойств бумаги, ткани,
полиэтилена в сравнении друг с другом и изменения этих свойств в зависимости от
разного вида воздействия на материал сминание, смачивание, растяжение,
нагревание, покрытие защитной оболочкой из разного материала. Результаты
обучения
К концу 1 класса учащиеся должны знать
(понимать):
♦ названия и назначения материалов (бумага, ткань):
♦ приемы черчения эскиза, правила написания цифр на
эскизе;
♦ названия и назначения ручных инструментов;
♦ правила безопасности труда и личной гигиены при работе
с указанными инструментами;
♦ алгоритм изготовления изделий из бумаги, ниток, ткани
и различных материалов;
♦ порядок подготовки к работе и последовательность
заданной работы.
К концу 1 класса учащиеся должны уметь:
♦ рассматривать и анализировать изделие (определять его
назначение, материал, способ соединения деталей, последовательность
изготовления);
♦ правильно организовать свое рабочее место,
поддерживать порядок во время работы;
♦ соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
♦ экономно размечать материалы с помощью шаблонов,
сгибать листы в несколько раз, резать бумагу и ткань ножницами по линиям
разметки, соединять детали с помощью клея, вышивать, работать с разными
материалами. Полное календарно-тематическое планирование по трудовому обучению для 1 класса можно скачать с сервера.
Смотрите так же
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс 2010-2011г
Рабочая программа по русскому языку 1 класс 2010-2011 г
|