Четверг, 28.03.2024, 18:26
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт для учителей и родителей

Меню сайта
Категории раздела
Документы педагога [1]
Инструкции, планы, отчеты
Методическая тема [1]
Творческий отчет, практические материалы по методической теме
Статьи учителям [4]
Научная работа, творчество педагога
Самообразование учителя [1]
Форма входа
Наш опрос
Нужно ли сделать сайту рекламную листовку, для продвижения его по школам?
Всего ответов: 230
Проголосуй за наш сайт

Каталог статей


Главная » Статьи » Методическая работа » Методическая тема [ Добавить статью ]

Формирование учебной деятельности учащихся на уроках окружающего мира на основе ИКТ

«Смена исторических эпох определяется сменой коммуникационных технологий…»

Герберт Маршалл Маклюэн.

«Мы лишаем детей будущего, если продолжаем

учить сегодня так, как учили этому вчера»

Джон Дьюи

Мы живем в век информации, в век, когда происходит компьютерная революция. Мы являемся свидетелями того, что компьютеры занимают все более прочные позиции практически  во всех областях современной жизни. В современном обществе теперь грамотным считается тот человек, который не только пишет, читает, считает, но и способен к самореализации при помощи информационно-коммуникационных технологий.

В связи с этим становится понятной актуальность не только изучения, но и применения современных методик и новых образовательных технологий в практической деятельности учителей.

Без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. В настоящее время 85% учащихся в возрасте от 7 до 17 лет используют компьютер, а 20% из них выходят в Интернет, и эти данные с каждым годом увеличиваются. Считаю, что в ближайшие десятилетия роль персо­нальных компьютеров, будет только возрастать и в соответствии с этим, будут возрастать и требования к компьютерной грамотности учащихся начального звена.

С внедрением ИКТ в образовательный процесс у учителя появились неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И наконец, появилась возможность для обеспечения  эффективной организации познавательной деятельности учащихся.

Основной источник повышения интереса к учебной деятельности –  это создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке, технике, к достижениям современной культуры, искусства, литературы. В этом случае ученики значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и от того относятся к ним с большим интересом, что позволяет их использовать для повышения активизации познавательного процесса.

Использование различных образовательных средств информационно-компьютерных технологий в  обучении позволяет организовать урок, которому  свойственно следующее:

 

  • интерактивность и диалоговый характер обучения;  -  ИКТ обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.
  • неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики.
  • принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;
  • управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;
  • оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;
  • поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.

Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения.

Экспериментально установлено, что при устном изложении материала учащийся за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при "подключении” органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника положительные эмоции.

 По результатам исследования института «Евролингвист» (Голландия) большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 30-50%.

Изучение учёными проблемы «Степень сохранения информации в памяти» имела такие результаты:

Устно изложенная информация через 3 часа сохраняется на 70%, через 3 дня только на 10%.

При визуальном восприятии в памяти сохраняется 72% информации, через 3 дня – 20%.

Информация, полученная посредством ИКТ, остаётся в памяти через 3 часа на 85%, а через 3 дня на 50%.

        Таким образом, мы видим, что обучение с применением информационных технологий эффективнее традиционных методов обучения.

Считаю, что применять различные образовательные средства информационно-коммуникационных технологий можно на всех этапах: при подготовке к уроку; непосредственно на уроке (при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля знаний); для организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала, обобщения опыта работы в электронном виде.

При этом компьютер выполняет следующие функции: 

1. в функции учителя компьютер представляет собой:

 

источник учебной информации;

наглядное пособие;

тренажер;

средство диагностики и контроля.

2. в функции рабочего инструмента:

 

средство подготовки текстов, их хранение;

графический редактор;

средство подготовки выступлений;

вычислительная машина больших возможностей.

Компьютерная технология может осуществляться в трех вариантах:

I - как «проникающая» технология - применение компьютерного обучения  по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач;

II – «основная» - определяющая наиболее значимые из используемых в данной технологии  частей;

III – «монотехнология» - когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера.

Технология опыта

Использование информационных технологий  на уроках окружающего мира.

Учителю не всегда понятно, как можно использовать ИКТ в своей педагогической деятельности. Компьютер еще не всегда воспринимается как инструмент обучения наряду с аудио и видеоустройствами, что связано с непониманием новых возможностей, предоставляемых ИКТ. В связи с этим представляется необходимым конкретизировать способы использования ИКТ в работе учителя начальных классов. Я в своей педагогической деятельности использование информационно- коммуникационных технологий осуществляю следующим образом:

 

ведение рабочей документации в электронном формате;

Это и составление календарно-тематического планирования по всем предметам начального обучения, и создание методических копилок: «Уроки окружающего мира», «Внеклассные занятия», «Дидактические материалы по окружающему миру», «Фотогалерея», «Контрольные, проверочные работы», «Тесты», «Олимпиады»,  «Статьи по природоведению», «Сообщения по природоведению», «ОБЖ» и многое другое.

 

создание и подготовка дидактических материалов, позволяющих сделать процесс познания наглядно-образным и создать условия для развития мышления учащихся. Сюда можно отнести визуальный ряд, состоящий из портретов писателей, фотографии животных и растений, рисунки, печатные варианты индивидуальных заданий (карточки для тренировки навыков, организации самостоятельных и контрольных работ) памятки, наглядные средства обучения: демонстрационные таблицы, схемы, чертежи и т. д.);

 

создание презентаций  на определённую тему по учебному материалу;

       Презентация предполагает демонстрацию на большом экране в сопровождении автора и содержит названия основных разделов и тезисов выступления, а также неподвижные и подвижные иллюстрации (фотографии, видеофильмы, мультипликации).

Мультимедиавыступления повышают эффективность учебно-воспитательного процесса за счёт:

  • активизации восприятия учащихся за счёт использования звуковых и зрительных демонстраций, выделения главных мыслей;

  • во время выступления учитель не поворачивается к доске, таким образом не теряет контакта с классом, не тратит время на выписывание текста на доске;
  • большой объём информации может быть получен из Интернета и с компакт дисков и воспроизведён на экране, в формате, видимом всем учащимся;
  • учащимся проще отвечать, когда он опирается на отображаемый на экране план выступления.

 

создание фильмов  в Movie Maker;

 

использование готовых программных продуктов;

(«Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия»).

Работа с электронными энциклопедиями.

Современному человеку необходимо уметь быстро искать нужную информацию, находящуюся на разных носителях. Компьютор позволяет отбирать и анализировать информацию. Для эффективного поиска информации необходимо научиться правильно формулировать вопросы и пользоваться поисковыми системами.

Работа с электронными детскими энциклопедиями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе. (Например: выбрав в электронной библиотечке имя автора, быстро найти нужное произведение, или найти нужную иллюстрацию и информацию из любой области знаний.)

Данную работу на первом этапе можно проводить, отображая на экране всю последовательность операций для формирования у учащихся алгоритма поисковой деятельности.

Как показывает практика, учащиеся увлечённо осваивают компьютерные программы. При правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию.

 

использование Интернет-ресурсов в процессе подготовки и проведения урока, внеклассного мероприятия, самообразования;

         В настоящее время уже во многих школах активно используются такие формы документации, как электронный журнал, портфолио учителя, портфолио ученика. Для того чтобы эти формы работали, необходимо, чтобы учебное заведение (педагог) имел постоянный доступ к сети Интернет.

 

организация и проведение УЗ (внеклассных мероприятий) с использованием информационно-коммуникационных технологий;

при организации исследовательской и проектной работы учащихся.

         Использование современных компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе на начальной ступени обучения имеет большие преимущества, которые заключаются в следующем:

 

Индивидуализации обучения;

Самореализация обучающихся;

Росте объема выполненных на уроке заданий;

Возможности получения различного рода материалов через сеть Интернет и использование специальных дисков (мультимедиа-система электронного учебника позволяет наполнить программу звуком естественных процессов, продублировать текст голосом диктора, создать необходимый музыкальный фон для работы, включить любой видеофрагмент, «оживить» мультипликацией любой географический процесс, что обеспечивает большую наглядность и интерес учащихся);

Повышении познавательной активности и мотивации усвоения знаний за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента (решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя). Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером.

Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на персональном компьютере, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным;

Помогает учителю лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера;

Позволяет учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика.

 Следует отметить, что наряду с плюсами, возникают различные проблемы как при подготовке к таким урокам, так и во время их проведения.

Существующие недостатки и проблемы применения информационно-коммуникационных технологий:

  • не у всех учащихся в домашнем пользовании имеется компьютер.
  • не предусмотрено деление класса на группы при проведении занятия в компьютерном классе.
  • не всегда легко интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий.
  • не хватает компьютерного времени на всех.

мониторинг по отслеживанию результатов обучения и воспитания, в том числе создание тестовых работ.

Компьютерное тестирование.

Учитель, решивший воспользоваться тестовыми методом, может самостоятельно создать тест, пользуясь соответствующей оболочкой- системой для создания тестов (такую возможность даёт использование интерактивного аппаратно-программного комплекса).

Компьютерное тестирование (с использованием индивидуальных пультов тестирования) даёт возможность за короткий промежуток времени фиксировать, анализировать результат проделанной работы, возвращаться к выполненному заданию, работать над ошибками.

Опыт работы показывает эффективность применения электронных сборников-тренажёров.

Считаю, что к этой процедуре следует относиться весьма ответственно:

 

  • тестирование на уроке не должно занимать более 10-15 минут;
  • следует обеспечить высокий темп тестирования (из расчета на каждый вопрос – не более 1 минуты);
  • необходимо создать максимально комфортные условия для учащихся.

Легче воспользоваться готовыми шаблонами, конструкторами тестов. К примеру, несколько  тестов разработаны участниками образовательного портала  «Сеть творческих учителей» А. Баженовым, А. Комаровским, Д. Ивановым.

Авторы подготовили такие шаблоны, где учителю, имеющему даже небольшой опыт работы с PowerPoint, окажется под силу подготовить замечательную подборку тестов. Достаточно лишь заполнить слайды необходимыми вопросами, вариантами ответов, соответствующей наглядностью.

Заключение

По-моему, проблема формирования учебной деятельности обучающихся на основе информационных технологий обучения волнует не только меня, но и всех учителей работающих в инновационном режиме, т.к. использование ИКТ в учебном процессе – это требование времени, что позволяет вовлечь детей в активную работу и вызвать у них стремление к получению знаний.

Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению - это и есть основной механизм развития личности, как ученика, так и учителя, ведь эффективность компьютеров и информационных технологий зависит от того, как мы – педагоги их используем, от способов и форм применения этих технологий.

Категория: Методическая тема | Добавил: Елена (02.04.2016)
| Автор: Елена Садыгова E W
Просмотров: 7906 | Рейтинг: 2.2/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Грамота
Словари русского языка
www.gramota.ru
 
Погода
Яндекс.Погода
Гороскоп

Кто вы по календарю майя?


elenasadigova © 2024