Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по
математике 1 класс создана на основе федерального компонента государственного
стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации
содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных
связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа 1 класса
направлена на формирование у учащихся математических представлений, умений и
навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной школе.
Учащиеся изучают двумя арифметическими
действиями, овладевают алгоритмами устных вычислений, учатся вычислять значения
числовых выражений, решать текстовые задачи. У детей формируются
пространственные и геометрические представления. Весь программный материал
представляется концентрически, что позволяет постепенно углублять умения и
навыки, формировать осознанные способы математической деятельности.
Характерными особенностями
содержания математики являются: наличие содержания, обеспечивающего
формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность
осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы.
Примерная программа определяет также необходимый минимум практических работ.
Основные содержательные линии В рабочей программе по математике в 1 классе представлены две содержательные линии: «Числа
и вычисления», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Измерение
геометрических величин». Они конкретизируются с учетом специфики математики как
учебного предмета. В первом разделе выделены темы «Целые неотрицательные
числа», «Арифметические действия с числами», «Величины», во втором –
«Пространственные отношения», «Геометрические фигуры. Измерение геометрических
фигур».
Курс предполагает
формирование пространственных представлений, ознакомление с различными геометрическими
фигурами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.
Значительное внимание
уделяется формированию у учащихся осознанных и прочных навыков вычислений, но
вместе с тем программа предполагает и доступное детям обобщение учебного материала,
понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических
фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми
явлениями. Этим целям отвечают не только содержание, но и система расположения
разделов в курсе.
Важнейшее значение придается
постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления
связанных между собой понятий, действий и задач, выявлению сходств и различия в
рассматриваемых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, что изучения связанных
между собой понятий, действий, задач сближению во времени. Концентрическое
построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел,
позволяет соблюсти необходимую постепенность в нарастании трудностей учебного
материала и создает хорошие условия совершенствования формируемых ЗУН.
При изучении сложения и
вычитания в пределах 10 обучающиеся знакомятся с названиями действий, их
компонентов и результатов, терминами равенство и неравенство.
Центральной задачей при
изучении раздела «Числа от 1 до 20» является изучение табличного сложения и
вычитания.
Особого внимания заслуживает
рассмотрение правил о порядке арифметических действий. Здесь они усваивают, что
действия выполняются в том порядке, как
они записаны: слева направо.
Важнейшей особенностью
изучения математики в 1 классе является то, что рассматриваемые понятия,
отношения, взаимосвязи, закономерности раскрываются на системе соответствующих
конкретных задач.
К общему умению работы над
задачей относится умение моделировать описанные в ней взаимосвязи между данными
и искомым с использованием разного вида схематических и условных изображений,
краткой записи задач. Наряду с простыми задачами в 1 классе вводятся составные
задачи небольшой сложности, направленные на разъяснения рассматриваемых свойств
действий, на сопоставление различных случаев применения одного и того же
действия, противопоставление случаев, требующих применения различных действий.
Цели обучения
В результате обучения
математике реализуются следующие цели:
· развитие
образного и логического мышления, воображения;
· формирование
предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и
практических задач, продолжения образования;
· освоение основ
математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
· воспитание
интереса к математике, стремления использовать математические знания в
повседневной жизни.
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном
учебном плане на изучение математики в 1 классе начальной школы отводится 4
часа в неделю, всего – 132 часа. Основное содержание обучения в рабочей
программе представлено 6 разделами:
Сравнение предметов и групп предметов.
Пространственные и временные представления.
Нумерация чисел в пределах 10 и число 0.
Сложение и вычитание в пределах 10.
Нумерация чисел в пределах 20.
Сложение и вычитание в пределах 20.
Систематизация учебного материала
изученного в 1 классе. Повторение.
Разделы распределены в
определенной последовательности и имеют каждый свою комплексно – дидактическую
цель, в которой указаны те знания, которыми должны овладеть учащиеся, а также
заложены те умения, которые должны быть отработаны по программе.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В результате освоения
предметного содержания математики у учащихся формируются общие учебные умения,
навыки и способы познавательной деятельности:
♦ выделять признаки и
свойства объектов;
♦ выявлять изменения,
происходящие с объектами и устанавливать зависимости между ними;
♦ определять с помощью
сравнения (сопоставления) их характерные признаки;
♦ формировать речевые
математические умения и навыки, высказывать
суждения с использованием
математических терминов и понятий, выделять слова (словосочетания и т. д.),
помогающие понять его смысл; ставить вопросы по ходу выполнения задания;
♦ выбирать доказательства
верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения
задачи и др.
♦ развивать организационные
умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять
последовательность предстоящих действий;
♦ формировать умения читать и
записывать числа, знание состава чисел, которые понадобятся при выполнении
устных, а в дальнейшем и письменных вычислений;
♦ формировать и отрабатывать
навыки устных вычислений:
табличные случаи сложения и
вычитания в пределах 20.
Результаты обучения
Обучающиеся должны знать:
- названия и последовательность чисел от 0 до
20;
- названия и обозначение действий сложения и
вычитания;
- таблицу сложения чисел в пределах 10 и
соответствующие случаи вычитания.
Учащиеся должны уметь:
- считать предметы в пределах 20;
- читать, записывать и сравнивать числа в
пределах 20;
- находить значение числового выражения в 1-2
действия в пределах 10 (без скобок);
- решать задачи в 1 действие,
раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на
нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного. Полное календарно-тематическое планирование по математике для 1 класса можно скачать с сервера.
Смотрите так же
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс 2010-2011г
Рабочая программа по трудовому обучению 1 класс 2010-2011г
Рабочая программа по русскому языку 1 класс 2010-2011г
|