Пояснительная записка
Статус документа
Примерная программа по математике создана на основе
федерального компонента государственного стандарта начального общего
образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного
стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного
процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Общая
характеристика учебного предмета
Курс математики для начальной школы I-IV классов является
частью единого непрерывного курса математики I – IX классов, который
разрабатывается с позиций комплексного развития личности ученика, гуманизации и
гуманитаризации математического образования.
Начальный курс математики – курс интегрированный: в
нём объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При
этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и
нуле, о четырёх арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и
важнейших их свойствах, а так же основанное на этих знаниях осознанное и
прочное усвоение приёмов устных и письменных вычислений.
Наряду с этим, важное место в курсе занимает
ознакомление с величинами и их измерением. Курс предполагает также формирование
у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными
геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертёжными и
измерительными приборами. Изучение математики должно создать прочную основу для
дальнейшего обучения этому предмету.
Концентрическое построение курса, связанное с
последовательным расширением области чисел, позволяет соблюсти необходимую
постепенность в нарастании трудности учебного материала и создаёт хорошие
условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.
Ведущие принципы обучения математике в младших классах
– учёт возрастных особенностей учащихся, органическое сочетание обучения и
воспитания, усвоения знаний и развитие познавательных способностей детей,
практическая направленность преподавания, выработка необходимых для этого
навыков.
Характерными особенностями содержания математики являются: наличие
содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков,
способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими
учебными предметами начальной школы.
Основные содержательные линии
Основу курса математики во 2 классе составляет изучение нумерации чисел в
пределах 100.
Рабочая программа предполагает вместе с тем прочное
знание изучаемых алгоритмов и отработку навыков устных и письменных вычислений.
Наряду с этим важное
место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением.
Тема раздела «Нумерация» неразрывно связана в курсе с
темой «Величины», содержание которой составляют
ознакомление с новыми единицами измерения и работой над их усвоением.
В рабочей программе предусматривается ознакомление учащихся с записью
сложения и вычитания «столбиком» при рассмотрении более сложных случаев
сложения и вычитания в пределах 100.
Особое внимание в программе заслуживает рассмотрение правил о порядке выполнения арифметических действий. Во 2 классе вводятся скобки, как знаки,
указывающие на изменение порядка выполнения действий. Умение применять эти
правила в практике вычислений внесено в основные требования программы на конец
обучения в начальной школе.
Дети продолжают учиться анализировать содержание
задач, объясняя, что известно и что неизвестно в задаче, что можно узнать по
данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи, какие
арифметические действия и в какой последовательности должны быть выполнены для
получения ответа на вопрос задачи, обосновать выбор каждого действия и пояснять
полученные результаты, устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять
правильность ее решения.
Решение текстовых задач при соответствующем их подборе
позволяет расширить кругозор ребенка, знакомя его с самыми разными сторонами
окружающей действительности.
Программа предусматривает раскрытие взаимосвязи между
компонентами и результатами действий. Важнейшее значение придается умению
сопоставлять, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, логически
мыслить, выяснять сходства и различия в
рассматриваемых фактах, применять знания в практической деятельности.
К элементам алгебраической пропедевтики относится
ознакомление детей с таким важным математическим понятием, как понятие
переменной. Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики
позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию
абстрактного мышления у учащихся.
Содержание модульной программы по математике позволяет
осуществлять связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе.
Цели
обучения развитие образного и логического мышления, воображения;
формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного
решения учебных и практических задач, продолжения образования; освоение основ математических знаний, формирование
первоначальных представлений о математике; воспитание интереса к математике, стремления использовать
математические знания в повседневной жизни.
Место
предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение курса
математики во 2 классе отводится 5 часов в неделю при 34 недельной работе. За
год на изучение программного материала отводится 170 часов.
Рабочая программа составлена по
государственной программе «Математика» 2 класс по учебному комплексу М.И. Моро,
М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И Волковой, С.В. Степановой.
Для реализации рабочей программы
на уроках математики используются: фронтальная беседа, устная дискуссия,
самостоятельные и контрольные работы, коллективные
способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются
различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с
консультантами), внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее,
модульное и дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения,
такие, как: частично-поисковые, проблемные, наглядные. Применяются
разнообразные средства обучения: разноуровневые карточки, тесты, демонстрационный материал, таблицы.
В рамках представленной программы, ученику
предлагается овладеть содержанием учебного материала на трёх уровнях, выполняя
задание не столько репродуктивного характера, сколько конструктивного и
творческого, включая тем самым каждого ученика в активную учебно-познавательную
деятельность. В процессе такой деятельности формируются общеучебные умения и
навыки, развивается мышление, память, воля, формируется культура общения.
Общеучебные
умения, навыки и способы деятельности
В результате освоения предметного содержания
математики у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы
познавательной деятельности: - формировать
умения читать и записывать числа, знание состава чисел, которые понадобятся при
выполнении устных, а в дальнейшем и письменных вычислений в пределах 100.
- выделять признаки
и свойства объектов (прямоугольник, квадрат их периметр и др.);
- определять с
помощью сравнения (сопоставления) их характерные признаки.
- формировать
речевые математические умения и навыки, высказывать суждения с использованием математических терминов и
понятий, выделять слова (словосочетания и т. д.), помогающие понять его смысл;
ставить вопросы по ходу выполнения задания;
- выбирать
доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать
этапы решения задачи, уравнения и др.
- развивать
организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы,
определять последовательность предстоящих действий;
- осуществлять
контроль и оценку правильности действий, поиск путей преодоления ошибок.
- формировать и
отрабатывать навыки устных и письменных вычислений: табличные случаи сложения и вычитания, внетабличные
вычисления в пределах 100, умножения и деления на 2 и 3, разнообразные примеры
на применение правил о порядке выполнения действий в выражениях со скобками и
без них.
Одна из важнейших задач – уметь пользоваться
алгоритмами письменного и устного сложения
и вычитания чисел в пределах 100.
В конце 2 класса учащиеся должны знать: - название и
последовательность чисел от 1 до 100;
- название и
обозначение действий умножения и деления;
- названия
компонентов и результатов сложения и вычитания;
- таблицу сложения
однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания;
- правила порядка
выполнения действий в числовых выражениях в 2 действия, содержащих сложение и
вычитание (со скобками и без них).
Учащиеся должны уметь: - читать,
записывать и сравнивать числа в пределах 100;
- находить сумму и
разность чисел в пределах 100: в более легких случаях устно, в более сложных –
письменно;
- находить значения
числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и
без них);
- решать задачи в
1-2 действия на сложение и вычитание и задачи в 1 действие, раскрывающие
конкретный смысл умножения и деления;
- чертить отрезок
заданной длины и измерять данный отрезок;
- находить длину
ломаной, состоящей из 3-4 звеньев и периметр многоугольника (треугольника,
четырехугольника).
Полное календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса можно скачать с сервера.
Смотрите так же
Рабочая программа по технологии 2 класс 2011-2012 г.
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс 2011-2012 г.
Рабочая программа по русскому языку 2011-2012 г.
|