Пояснительная
записка
Статус документа
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» 2 класс создана на
основе федерального компонента государственного стандарта начального общего
образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного
стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного
процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Общая характеристика
учебного предмета
Рабочая программа 2 класса соответствует образовательным областям
«Естествознание» и «Обществознание»
Базисного учебного плана «Окружающий мир» и
направлена на формирование в
сознании учащихся единого, ценностно окрашенного образа окружающего мира как
дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
Одновременно с этим рабочая программа раскрывает на доступном для обучающихся
уровне сложившиеся противоречивые отношения между обществом и природой, пути его
разрешения. Обучающиеся узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед
людьми, как: защита неживой природы от
загрязнения; сохранение многообразия видов животных; охрана природы как
необходимое условие сохранения здоровья людей. Наряду с этим рабочая программа способствует
формированию
у обучающихся убеждения в необходимости охраны природы, как в своём крае, так и
в стране.
Дети младшего школьного возраста приобретают определённые умения, позволяющие им
участвовать в практической деятельности по охране природы.
Разделы №4-6: «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества»,
«Современная история» вводят
школьников в мир истории, которая изучается на близком ученикам материале, они погружаются в мир истории Отечества и родного края
через представления об образе жизни людей
в разные эпохи, описания памятников культуры, рассказов о конкретных событиях и
их участниках.
Следует отметить, что содержание разделов № 4 - № 6 дается в
хронологической последовательности – с древности до современности, что
способствует созданию у младших школьников конкретных образов исторических
эпох, а также способствует формированию у них историко-временных представлений,
помогает преодолеть присущие их возрасту сближение прошлого и настоящего.
Содержание учебного предмета носит интегрированный
характер с
предметами «Технология», «Литературное чтение», «Музыка», «Математика» и с курсом «Мы – дети природы»,
на изучение материала отводится 10 часов.
Воспитание
чувства гражданской ответственности за все происходящее, невозможно без
регионального компонента, глубокого изучения и осмысления всех условий среды
обитания этноса, его исторических корней и национальных традиций, позитивного
наследия прошлого.
Данный курс интегрирован с целью: расширить представление
обучающихся о родном
крае, ближе познакомить
с природой, географическим положением
нашего края, раскрыть некоторые
экологические проблемы региона,
поселка, отметить
этнографические особенности нашего
региона.
На данном предмете формируются предпосылки общего научного
мировоззрения, их познавательные способности; создаются условия для
самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в 4 классе в рамках
данного учебного предмета имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с
практической жизнью младшего школьника.
Основные
содержательные линии
Основные содержательные линии «Окружающего мира» определены стандартом
начального общего образования и представлены в примерной программе 6 разделами: «Где мы живём?», «Природа», «Жизнь города и
села», «Здоровье и безопасность», «Общение», «Путешествие».
К каждому разделу ставится
комплексно-дидактическая цель.
Раздел
№1 «Где мы живём?» формирует в сознании
ученика ценностно-окрашенный образ окружающего мира, как дома, своего
собственного и общего для всех людей, для всего живого.
Раздел №2 «Природа» поможет формированию важнейших природоведческих
понятий, познакомит с конкретными природными объектами. Большое внимание,
уделяя воспитанию гуманного отношения к
природе.
Раздел №3 «Жизнь города и села»
обучающие получают элементарные представления об экономике, о простейших
производственных процессах и соответствующих профессиях людей, о культуре и
образовании.
Раздел № 4 «Здоровье и безопасность»
включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью
ребёнка, и нацелен на формирование соответствующих умений и навыков.
Раздел № 5 «Общение» учит школьников общаться с другими людьми – детьми
и взрослыми, освоению азбуки вежливости и элементарных правил поведения среди
других людей.
Раздел № 6 «Путешествие» способствует развитию пространственных
представлений детей, помогает воспитывать любовь к Родине, к Земле как общему
дому всего человечества.
Цели обучения
Изучение окружающего
мира во 2 классе направлено на достижение следующих целей:
• развитие
умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты
окружающего мира, рассуждать, решать творческие задания;
• освоение знаний об окружающем мире,
единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе
и обществе;
• воспитание
позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру,
экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;
потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе,
сохранять и укреплять здоровье.
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном
учебном плане на изучение окружающего мира отводится 2 часа в неделю, всего на изучение программного материала отводится 68 часов. Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» 2 класса
составлена по государственной программе с экологической направленностью А. А. Плешакова «Мир вокруг нас».
Разделы
предусматривают различные формы организации учебных занятий при изучении всего
курса природоведения: в классе, на природе, экскурсии, практические работы,
подготовка домашних заданий. Во 2 классе проводятся экскурсии в разделе
«Родной край – часть большой страны» по теме «Поверхность нашего края», в музей ДО РЦДО
«Спектр» в разделе «Страницы истории Отечества» по теме «Великая война и
великая победа» и в лесопарковую зону. Практические работы проводятся на
учебных занятиях по следующим темам: «Глобус и географическая карта», «Моря, озера и реки России», «Природные зоны», по разделу «Родной край - часть большой страны».
Для реализации
рабочей программы на уроках окружающего мира используются: фронтальная беседа,
устная дискуссия, самостоятельные и практические работы, работа с картой, коллективные
способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются
различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с
консультантами), внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее,
модульное и дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения,
такие, как: частично-поисковые, исследовательские, метод проектной
деятельности, практические, наглядные. Применяются разнообразные средства
обучения: разноуровневые карточки, тесты, справочники, словари,
демонстрационный материал, гербарии, таблицы, карты.
Применение разнообразных методов форм, средств обучения позволяют учителю
широко
использовать моделирование: создание графических и динамических схем, которые помогают обучающимся
понять и формулировать правила и нормы экологически приемлемого поведения и
хозяйствования, выполнять практические работы, несложные опыты, формировать
общеучебные умения и навыки, осваивать способы деятельности, выполнять задания
творческого характера.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе
освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся формируются
общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности,
предусматриваемые стандартом начального общего образования:
- наблюдать объекты окружающего мира;
- работать с учебником, энциклопедиями;
- работать с памятками, алгоритмами,
схемами-опорами;
- рассуждать,
участвовать в беседе, в дискуссии;
- уметь работать в
паре, группе, индивидуально;
- уметь оценить
себя, товарища;
- формировать
коммуникативные умения;
- развивать
познавательные, интеллектуально-учебные умения;
- уметь пользоваться
приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.
Результаты обучения
К концу 2 класса обучающиеся должны
знать:
- государственные символы России;
-
объекты природы и предметы, созданные человеком;
-
неживую и живую природу;
- дикорастущие и культурные растения;
- диких и домашних животных;
- насекомых, рыб, птиц, зверей;
- некоторые охраняемые растения и животные;
- правила поведения в природе;
- основные сведения о своем городе ( селе);
- виды транспорта;
- наиболее распространенные
профессии;
- строение тела
человека;
- правила
личной гигиены;
- особенности
охраны здоровья в разные времена года;
- правила
безопасного поведения на улице, в быту, на воде,
при контактах
с людьми;
- основные
формы приветствия, просьбы, благодарности, - извинения,
прощения;
- культуру
поведения в общественных местах;
- основные
стороны горизонта;
- устройство и
назначение компаса;
- основные
формы земной поверхности:
равнины и горы;
- основные виды
естественных водоемов;
- названия
нашей страны и ее столицы;
- названия
некоторых других городов России;
- названия
нескольких стран мира.
Полное календарно-тематическое планирование по окружающему миру можно скачать с сервера. Смотрите так же
Рабочая программа по математике 2 класс 2010-2011г
Рабочая программа по трудовому обучению 2 класс 2010-2011г |