Пояснительная записка.
1.
Введение.
Курс
краеведения «Мы – дети природы» является неотъемлемой составляющей образовательного
компонента «Окружающий мир». Его изучение на первоначальном этапе обучения
является особенно актуальным. Начальная школа – важнейший период для выработки
правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного
края, своего народа. Получая знания о территориальном разнообразии
Ханты-Мансийского автономного округа в природном, хозяйственном, социальном,
этнографическом, культурологическом и других иных отношениях, учащиеся младших
классов готовятся к восприятию в старших классах таких предметов, как
«Литература родного края», «География Ханты-Мансийского автономного округа»,
«История ХМАО с древности до наших дней» и др.
Курс краеведения «Мы дети природы»
является одним из
средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у
младших школьников основ краеведческой культуры и способствует
формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе,
любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.
Эта мысль прослеживается, как одна
из главных задач нашей школы – воспитывать уважение к историческому прошлому
нашей страны, любовь к Родине, начиная с малой родины.
Краеведческий принцип дает
возможность строить преподавание предметов согласно дидактическому принципу:
«от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Ведь именно
краеведение – самая доступная и обширная сфера применения приобретаемых
учащимися знаний и умений. Особенно оно способствует развитию навыков
общественной работы. В ходе занятий
краеведческого кружка многое выполняется коллективно, возникают общие
интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и
реальными результатами работы.
Одно из важнейших положений – интегрирующая
роль краеведения в системе наук вообще. Изучение природы своего края
переплетается со знакомством с произведениями местных авторов, фольклорными
произведениями и традициями коренного населения. Привлечение литературы,
этнографии способствуют формированию нравственного сознания и поведения младших
школьников, дают возможность обогатить новое поколение непреходящими
ценностями: почтительное отношение к взрослым, забота о младших, доброта,
гостеприимство, порядочность, духовное единство с природой.
Краеведение помогает видеть красоту
в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся
незабываемые образы родного края.
Изучение природы своего края
способствует эстетическому воспитанию,
оно учит находить в окружающем мире красоту природы: даже от простого
созерцания на экскурсии могут возникать волнующие переживания.
Наблюдения многих природных явлений вызывают у детей любознательность и желание
больше вникать в тайны природы, побуждают беречь её.
Изучение своего края исключительно,
как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе
познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания, являющиеся
основой успешного усвоения окружающего мира
во 2 классе.
Школьное краеведение, являясь одним
из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного,
интеллектуального, эстетического, личностного развития школьника. Знакомство с
прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями
природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует
формированию у школьников гражданского мировоззрения.
Воспитание патриотизма через
краеведение — это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и
развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой
деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, повышает
нравственность. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к
поисково-исследовательской работе.
2.
Теоретической базой данной образовательной программы
явились:
·
психологические теории общения (А.А.
Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Н.Н. Обозов и др.);
·
основные положения философии,
культурологии, этики, касающиеся описания процессов освоения человеком
нравственной, поведенческой культур, культуры общения (М.М. Бахтин, B.C.
Библер, С.Н. Иконникова, И.А. Ильяева, Л.Н. Каган, М. Мид и др.);
·
теории делового общения и культуры
делового общения (Г.В.Бороздина, Л.В. Власов, Н.В.Казаринова, О.Ю. Маркова,
В.Н.Лавриненко, А.Ю. Панасюк и др.);
·
закономерности психического и
социального развития младшего школьника (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.Ф.
Голованова, Д.И.Фельдштейн и др.).
3.
Новизна и теоретическая значимость образовательной программы
«Мы – дети природы» заключается:
·
в уточнении структуры и
содержания краеведческой культуры
применительно к младшему школьнику;
·
в определении критериев и уровней
сформированности краеведческой культуры
младшего школьника;
·
в создании системы формирования
краеведческой культуры у младших школьников.
4.
Отличительная особенность данной программы состоит в её практической
значимости:
·
в разработке программы по
формированию краеведческой культуры
младших школьников через вовлечение
младших школьников в поисковую, исследовательскую деятельность;
·
в формировании и апробации блока
диагностических методик для педагогического управления процессом становления
краеведческой культуры;
·
в реализации индивидуального
подхода, позволяющего решать задачи формирования коммуникативной успешности
младших школьников.
В реализации данной дополнительной
образовательной программы участвуют младшие школьники в возрасте 8-9 лет.
Образовательная программа «Мы - дети
природы» рассчитана на 1 год.
5. Формы и
режим занятий
·
Этический урок как
специализированный учебный предмет, построенный по методике с сюжетно-игровой
основой. Продолжительность занятия 40 минут (1 академический час);
·
Общеколлективная внеклассная
деятельность (специально ориентированная на включение всех учащихся в этический
диалог, общение, взаимодействие).
6. Методы
и приемы:
·
диалоги; элементы дискуссий
·
игры-практикумы;
·
проблемные ситуации;
·
сюжетно-ролевые игры;
·
конкурсы, викторины;
·
беседы;
·
коллективно-творческие дела.
7. Формы
проведения
·
рассказ, демонстрация, чтение
информационных текстов,
·
экскурсия; поездка, поход
·
практическое занятие, викторина,
консультация
·
проблемная лекция, работа в музеях
·
встречи с участниками исторических
событий
Полное календарно-тематическое планирование по курсу "Мы - дети природы" для 2 класса можно скачать с сервера.
|