1. Научить ребенка
узнавать музыкальные инструменты по звуку.
2. Подготовить ребенка
к усвоению звуко-слогового ряда в процессе ознакомления со сказкой «Репка».
3. Научить ребенка
четко произносить звук [У].
4. Научить выделять
звук [У]в начале слова в ударной
позиции.
5. Сформировать
понятия «звук», «буква».
Задание 1. Дидактическое упражнение «Узнай музыкальный
инструмент по звуку» (развитие слухового внимания).
Взрослый играет на
каком-либо знакомом ребенку музыкальном инструменте (дудочке, колокольчике,
барабане и т.д.), а ребенок с закрытыми глазами узнает по звуку и называет
звучащий музыкальный инструмент.
Задание 2. Дидактическое упражнение «Репка».
Взрослый читает
ребенку сказку «Репка», рассматривает вместе с ним иллюстрации в книге. В ходе
беседы по этой сказке взрослому рекомендуется в пассивном и активном словаре
ребенка уточнить и закрепить следующие понятия: первый, последний, начало, середина, конец; за, после, перед, между.
Для этого взрослый
задает ребенку вопросы: Кто тянул репку первым?Кто стоял за бабкой? Кто стоял перед бабкой?
Кто стоял между бабкой и Жучкой? и т.
д.
Задание 3. Знакомство со звуком [У].
Взрослый предлагает
ребенку рассмотреть картинки: утка, уши, улица, удочка. При этом взрослый
громко и четко называет их, выделяя голосом первый звук [У] в словах. Затем
просит ребенка ответить на вопрос: «Какой одинаковый первый звук ты услышал во
всех этих словах?»
Взрослый сажает
ребенка перед зеркалом, показывает ему и объясняет артикуляцию звука [У]: когда
мы произносим звук [У], то:
— губки вытянуты
вперед трубочкой;
— зубки не смыкаются;
— горлышко «работает»
(для фиксации работы голосовых связок рука ребенка лежит на горлышке).
После показа и
объяснения взрослого ребенок правильно произносит звук [У] перед зеркалом, а
затем воспроизводит артикуляцию звука без голоса, обращая внимание при этом на
положение губ. Взрослый рассказывает ребенку о том, что звук [У] гласный, его
можно петь, т. к. при произнесении звука [У] язык, губы и зубы не мешают свободному
прохождению воздуха. Для обозначения всех гласных звуков используется красный
кружок.
Взрослый знакомит
ребенка с символом звука [У]: волк воет
на луну: УУУУ... (см. цветную вклейку).
Задание 4. Фонетические упражнения:
а) произнести вслед за
взрослым на плавном длительном выдохе:
— волк воет:
уууууууууу.
— поезд едет:
уууууууууу...
б) произнести вслед за
взрослым с постепенным усилением и ослаблением силы голоса:
— поезд приближается:
ууууУУУУУУ...
— поезд удаляется:
УУУУууууу...
в) произнести самостоятельно
звук [У] отрывисто столько раз, сколько выпадает точек на косточке от игры «Домино».
Задание 5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки,
если услышишь звук [У]».
Взрослый произносит
разные звуки, а ребенок хлопает в ладошки тогда, когда услышит звук [У]:
у, п, у, к, в, у, у...
Задание 6. Взрослый предлагает ребенку внимательно
выслушать ряд слов и выбрать:
имя, которое начинается со звука [У]: Аня, Арина,
Уля, Алена; лишнее слово, т.е. слово,
которое не начинается со звука [У]: усики, мак,
улитка, уголь.
Затем ребенку
предлагается вспомнить все прозвучавшие ранее слова, начинающиеся со звука [У],
произнести их четко, громко, выделяя голосом в них звук [У]. Взрослый
объясняет, что во всех этих словах звук [У] стоит в начале слов, и помогает
ребенку обозначить место звука [У] в этих словах с помощью карточки и красного
кружка.
ёёё10
Задание 7. Дидактическое упражнение «Договори словечко и
назови первый звук в словах».
Взрослый читает
ребенку стихотворные строки и просит его договорить последнее слово в них, а
затем назвать первый звук в этом слове.
Он плывет по простыне,
Как кораблик по волне.
Он хозяйкам добрый друг —
Электрический... (утюг)
Длинная и гибкая,
Охотится за рыбками,
Порой пуста, как дудочка,
А петь не может... (удочка)
Задание 8. Взрослый загадывает ребенку загадки, а
ребенок отгадывает их, при этом четко называя первый звук в каждом
слове-отгадке.
Гладит все, чего касается,
А дотронешься — кусается. (Утюг)
Пестрая крякушка
Ловит лягушек,
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочкой. (Утка)
Кто на себе свой домик носит? (Улитка)
Задание 9. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями
предметов, названия которых начинаются на звук [У].
Задание 10. Выучить чистоговорки:
У-у-у — губы хоботком тяну.
У-у-у — дай трубу.
У-у-у — всех детей зову.
Задание 11. Упражнения для координации речи с
движениями.
Взрослый читает
стихотворения, голосом выделяя звук [У], и просит ребенка назвать, какой звук
часто слышится в этих стихотворениях. Затем ребенок повторяет стихотворения,
выполняя соответствующие движения.
У опушки две
старушки... Наклоняется, «собирает грибы».
Брали грузди и
волнушки.
Филин: — У-ух!
Филин: — У-ух!
У старушек замер дух. Приседает.
Е. Благинина
Сидит ворон на дубу Ребенок
имитирует игру на дудочке.
И играет во трубу:
«Ду-ду-ду! Ду-ду-ду!»
Задание 12. Знакомство с буквой У.
Взрослый объясняет
ребенку правило: звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем, благодаря
этому люди могут читать и писать. После этого взрослый показывает ребенку букву
У. Для лучшего запоминания графического образа буквы ребенку предлагается
прослушать и выучить стихотворное описание буквы У, предварительно рассмотрев
ее в «Веселой азбуке».
У — как у зайчонка ушки.
Эти ушки — на макушке.
О. Гофман
Взрослый предлагает
ребенку ответить на вопрос: «На что еще похожа буква У?» (на рогатку,
галочку...);
поиграть с пальчиками:
Зайки белые сидят
И ушами шевелят
Вот так, вот так.
(Буква У — ушки
зайчика: средний и указательный пальцы — вверх, а остальные — сжать в кулак,
пошевелить средним и указательным пальчиками);