№ |
Феноменология |
Возможные причины |
Рекомендации, коррекция |
1. |
Не ориентируется на плоскости, не видит строку, клетку. |
1.Дефект зрения.
2.Несформированность зрительно- моторной координации.
3.Нарушение "закона оси".
Не отработана ориентировка вокруг себя и на себе, горизонталь и вертикаль в движении.
4.Слабое развитие мелкой моторики. |
n консультация офтальмолога;
n развитие ориентации в пространстве и на плоскости;
n развитие навыка произвольности;
n графические диктанты как тренировочные упражнения;
n развитие мелкой моторики. |
2. |
Постоянная грязь в тетрадях, обводит буквы, слова. |
1.Недостаточный объём внимания.
2.Низкая организованность.
3.Слабое развитие мелкой моторики.
4.Психогенные условия воспитания.
5.Недостаточность произвольности. |
n развитие параметров внимания;
n снижение темпов обучения;
n снижение нагрузки(объёма письменных работ);
n развитие мелкой моторики;
n увеличение плотности( различные виды работ с одним материалом). Прием одно предложение и работаем только с ним.
n кинетическая организация движений. |
3. |
Не дописывает до конца предложения, слова; на письме пропускает, удваивает и вписывает лишние буквы. |
1.Недостаточность звуко- буквенного анализа.
2.Низкий уровень фонематического восприятия.
3.Слабая концентрация внимания.
4.Повышенный мышечный тонус.
5.Недостаточность слухоречевой памяти.
6.Несформированность приёмов самоконтроля.
7.Повышенная тревожность. |
1.Развитие звуко- слоговой структуры речи;
n определение количества звуков и букв в слове, их последовательность;
n придумать слово с определённым количеством звуков или букв;
n узнать слово;
n образование новых слов путём наращивания или замены букв, звуков;
n образование слов из данных букв, звуков;
n синхронное проговаривание записываемого слова;
n подбор картинок на данный звук
n подбор буквы к звуку;
n вставить пропущенную букву.
2.Штриховка рисование геометрических фигур;
n обводка рисунка (буквы, слова)
n рисование деталей предмета;
n работа с разрезными картинками;
n выборочный звуковой диктант;
n релаксационные упражнения. |
4. |
Замена согласных букв, обозначающих звуки близких по артикуляционным или акустическим признакам; пропуск гласных букв. |
1.Нарушение звукопроизношения.
2.Недоразвитие фонематического восприятия.
3.Несформированность звукобуквенного анализа. |
n коррекция звукопроизношения;
n учить различать сходные звуки;
n учить различать слова со сходным звучанием, но разные по смыслу (крыса-крыша);
n называть и анализировать слова, включающие оба оппозиционных звука (сушка);
n развивать звуко- слоговой анализ. |
5. |
"Зеркальное письмо", т. е. Письмо справа - налево букв и слов. |
1.Недостатки зрения.
2.Несформированность зрительного анализа и синтеза.
3.Нет чёткого образа буквы.
4.Слабая зрительная память.
5.Недостаточное развитие пространственных представлений.
6.Нарушена однонаправленность считывания. |
1.Развитие зрительного анализа:
n дорисовать начатый рисунок;
n точно срисовать начатую картинку;
2.Развитие пространственного восприятия:
n разрезные картинки;
n "письмо" в воздухе;
n уточнение значений предлогов (над, под, сверху, снизу, левее)
3.Развитие зрительного гнозиса:
n сходство по начертанию буквы;
n реконструирование, (достраивание букв);
n узнавать недописанную букву. |
6. |
Искажение слоговой структуры слова(пропуск, перестановка, вставка слогов). Трудности при переносе слов. |
1.Несформирован слоговой анализ слова.
2.Нет дифференциации понятий гласный- согласный, звук- буква, буква- слог, слог- слово. |
n определение количества и последовательности слогов;
n показать зависимость смысла слова от его оформления;
n придумать слово с определённым количеством слогов, с заданными слогами с одним заданным слогом;
n учить осуществлять синтез слов;
n зрительные и слуховые диктанты;
n ребусы, кроссворды, слоговые и буквенные анаграммы;
n слоговые упражнения. |
7. |
Нарушения границ между словами, предложениями. |
1.Не развит анализ речевого потока (трудности при выделении слова из предложения , делении текста на предложения)
2.Пространственные отношения не абстрагируются от предмета.
3.Нет чёткой дифференциации понятий предлог- приставка. |
1.Обогащение словаря, уточнение смысла слов в предложении.
2.Обращать внимание на то, что с изменением одного слова может меняться смысл всего предложения.
3.Учить делить сплошной текст на предложения, слова.
4.Учить определять количество и последовательность слов в предложении, предложений в тексте.
5.Тренировочные упражнения с целью дифференциации предлогов и слов с приставками. |
8 |
Затруднения в употреблении заглавной буквы. Неумение пользоваться точкой для отделения предложений. |
1.Не усвоено правило.
2.Не считает нужным это делать.
3.Не развита способность, вычленять предложения из текста.
4.Недостаточное развитие процессов зрительного анализа. |
1.Ликвидировать пробелы в знаниях.
2.Показать наглядно, доказать необходимость этого.
3.Учить выделять слова из потока.
4.Уточнить понятие "предложение", "слово".
5.Учить делить текст на предложения. |
10. |
Аграматизмы на письме. |
1.Невнимательность.
2.Несформированность грамматического строя речи. |
1.Развитие внимания.
2.Формирование грамматического строя речи:
n согласование;
n управление;
n примыкание. |