Пояснительная записка
Модульная программа курса математики в 4 классе составлена по учебному комплексу М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И Волковой, С.В. Степановой «Математика» 4 класс из расчёта 4 часа в неделю, при 34 недельной работе. За год на изучение программного материала отводится 136 часов.
Модульная программа представлена модулем курса, модулем раздела темы, модулем учебного занятия, так как это функционально – структурный узел.
Основная цель программы – способствовать более действенному пути формирования прочных знаний, умений, навыков учащихся, обеспечивая при этом необходимый уровень их общего и математического развития.
В рамках представленной программы, ученику предлагается овладеть содержанием учебного материала на трёх уровнях, выполняя задание не столько репродуктивного характера, сколько конструктивного и творческого, включая тем самым каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельность. В процессе такой деятельности формируются общеучебные умения и навыки, развивается мышление, память, воля, формируется культура общения.
Программные требования к ЗУН учащихся:
(ориентир для учителя)
- уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона;
- знать таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие табличные случаи вычитания; таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие табличным случаи деления (на уровне автоматизированного навыка);
- уметь выполнять правильно и быстро устные вычисления в пределах 100;
- уметь выполнять письменное вычисление (сложение и вычитание, умножение на однозначное, двузначное, трёхзначное число, деление на однозначное и двузначное число), выполнять проверку правильности вычислений;
- уметь читать простейшие числовые выражения с использованием терминов «сумма», «разность», «произведение», «частное», знать названия компонентов действий;
- уметь вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий;
- уметь находить числовое значение простейшего буквенного выражения при заданных числовых значениях входящих в него букв;
- знать таблицы единиц измерения величин, принятые обозначения этих единиц и уметь применять эти значения в практике измерений и при решении задач;
- знать о взаимосвязи между такими величинами как цена, количество, стоимость товара; скорость, время, пройденный путь при равномерном движении и др., уметь применять эти значения к решению текстовых задач;
- уметь распознавать и изображать на бумаге, с помощью линейки, многоугольник (треугольник, четырёхугольник), строить на клетчатой бумаге прямой угол, прямоугольник (квадрат);
- уметь начертить отрезок данной длины, измерить длину данного отрезка;
- уметь вычислить периметр и площадь прямоугольника (квадрата);
- уметь решать составные задачи, содержащие сложение, вычитание, умножение и деление.
Но в модульной программе в каждом блоке-модуле темы заложена комплексно-дидактическая цель, которая предусматривает знания и умения, ранжированные на трех уровнях (репродуктивном, конструктивном, творческом), что позволяет ученику развивать творческий и интеллектуальный уровень по той или иной теме, а также в каждом блоке модуле темы разработаны общеучебные умения, (учебно-организационные, учебно-коммуникативные навыки), которыми должен овладеть учащийся при изучении темы.
В блоке-модуле темы содержатся все типы модульных учебных занятий (например, в теме модуля № 2 «Нумерация многозначных чисел их на 15», обязателен различный контроль за знаниями и умениями учащихся (самоконтроль, взаимоконтроль, проверка обучаемости и обученности).
Особенности содержания курса.
Основу курса-модуля составляет изучение нумерации многозначных чисел и четырёх арифметических действий с числами в пределах миллиона.
Расширение области чисел от тысячи до миллиона, как известно из практики, дело достаточно трудное и ответственное, т.к. на этом строится вся дальнейшая работа. При изучении нумерации должны быть сформированы умения читать и записывать числа, знание состава чисел, которые понадобятся при выполнении устных, а в дальнейшем и письменных вычислений.
Тема модуля «Нумерация» неразрывно связана в курсе с темой блока-модуля «Величины», содержание которой составляют ознакомление с новыми единицами измерения и обобщение знаний о величинах, приобретённых ранее составление сводных таблиц единиц длины, массы времени и работа над их усвоением.
В течение всего года систематически надо вести работу по формированию и отработке навыков устных и письменных вычислений. При подборе упражнений необходимо удерживать в центре внимания:
- табличные случаи умножения и деления, за твёрдое усвоение которых всеми учащимися в полной мере несёт ответственность начальная школа;
- внетабличные вычисления в пределах 100, лежащие в основе предусмотренных программой вычислений с большими числами;
- разнообразные примеры на применение правил о порядке выполнения действий в выражениях со скобками и без них.
Одна из важнейших задач – усвоение алгоритмов письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножение и деление многозначного числа на однозначное и двузначное числа. Это весьма существенные и достаточно трудные алгоритмы письменных вычислений: это письменное сложение нескольких многозначных чисел; вычитание в случаях, когда в записи уменьшаемого содержится 2, 3 и более нулей подряд; умножение и деление на двузначное число (в том числе и в тех случаях, когда множители или делимое оканчиваются нулями, а так же когда в записи частного получается 0 в середине) ещё более трудными для детей являются умножение и особенно деление на трёхзначное число.
Программа предполагает вместе с тем прочное знание изучаемых алгоритмов и отработку навыков письменных вычислений.
Специальное внимание уделяется рассмотрению задач знакомых уже видов, но построенных на понимании взаимосвязи между новыми величинами, а также творческий подход к решению задач. Это задачи на нахождение начала, конца и продолжительности событий решаемые действиями сложения и вычитания; задачи построенные на знании взаимосвязи между скоростью, временем и расстоянием при равномерном движении, а так же задачи на вычисление площади прямоугольника по заданным его сторонам и задачи, обратные им.
Умение осуществлять выбор действия при решении задач каждого из перечисленных выше видов должно быть доведено почти до автоматизма. Вместе с тем это умение должно быть хорошо осознанным, чтобы ученик всегда мог обосновать правильность выбора действия с помощью логических рассуждений.
Полное календарно-тематическое планирование математике для 4 класса можно скачать с сервера.
Смотрите так же
Рабочая программа по трудовому обучению
Рабочая программа по русскому языку
Рабочая программа по литературному чтению
|