Ход урока:
1. Организационный момент.
-
Прозвенел звонок. Начинается урок. Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласного
звука. Затем – с согласного твердого. А теперь – с согласного мягкого.
-
Молодцы! Никто не остался без места. Итак, наш урок начинается.
Начинается урок,
Он пойдёт
ребятам впрок.
Станем буквы
изучать
И научимся
читать.
-
Какое самое главное правило на уроке? (Внимательно слушать учителя и
товарищей.)
-
Сегодня на уроке вам предстоит показать, чему вы научились на уроках чтения.
2. Актуализация опорных знаний.
- Что такое речь?
-
Какая бывает речь?
- Из чего состоит
наша речь?
-
Из чего состоят предложения?
-
Из чего состоят слова?
-
Из чего состоят слоги?
-
Какие бывают звуки?
-
Расскажите, что вы знаете о гласных, о согласных звуках.
-
Согласные звуки могут быть... (твердые и мягкие)
-
Как обозначают звуки на письме?
- А со
всеми ли буквами знакомы?
3. Знакомство с
новым звуком.
На меня вы
посмотрите,
Дверки можете
открыть вы,
А на полочках
моих
Много нужного
стоит!
Выше всех я, как
жираф:
Я - большой,
красивый ... (шкаф)(картинка)
-
Выполните звуковой анализ слова шкаф.
(1ученик у доски)
-
Произнесите первый звук в слове (звук ш).
Повернитесь друг к другу. Произнесите звук ш и понаблюдайте как работает
речевой аппарат?
Звук ш: губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик
языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Боковые края языка
прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка
напоминает чашечку. Голосовые связки не работают, горло не дрожит (голоса нет).
Уточнение
характеристики звука ш.
-
С каким звуком будем сегодня работать?
(Со звуком [ш]).
- Дайте характеристику этому звуку. (Этот
звук согласный, потому что произносится с преградой, глухой, произносится без
голоса, твердый).
-
Молодцы! А у меня есть тайна, я вам ее сейчас открою, этот звук бывает только
твердый и шипящий, и вы в этом сейчас
сможете убедиться.
Давайте выполним упражнение «Насос».
Накачаем насосом колесо: Ш-Ш-Ш-Ш (звук произносится отрывисто). Колесо
проткнули гвоздиком, воздух выходит из колеса: ШШ...шш... (звук произносится
плавно, с переходом на шепот).
На
доске вывешиваются таблички со словами:
[ш] – согласный, глухой, всегда твёрдый, шипящий.
Обозначение – синий квадратик.
Знакомство с буквой.
- Как
данный звук обозначить на письме? (Звук
ш на письме обозначается буквами Ш, ш)
-
Эта буква бывает заглавная и строчная. Почему звук один, а буквы две?
(С заглавной буквы мы будем писать
имена собственные и первую букву в предложении, а остальные слова напишем с
маленькой буквы) Полный конспект урока можно скачать с сервера.
Смотрите так же
Тема: «Буквы З, з обозначающие согласные звуки [з], [з']».
|