Коррекционно-развивающие задачи.
1. Научить ребенка
ориентироваться в «схеме собственного тела» на себе и сидящем напротив
человеке.
2. Научить ребенка
определять направление звука в пространстве.
3. Научить четко
произносить звук [А].
4. Научить выделять
звук [А] в ударной позиции в начале и в конце слова.
5. Научить анализу и
синтезу звуковых комплексов АУ, УА.
Задание 1. Взрослый учит ребенка ориентироваться в
«схеме собственного тела»: объясняет и показывает, где у него правая и левая
рука, правая и левая нога. Затем просит ребенка показать, где у него левое ухо,
правый глаз, левая бровь и т. д. После этого предлагает ответить, в какой руке
(правой или левой) держит данный ему предмет. Когда малыш научится правильно
ориентироваться в «схеме собственного тела», взрослый учит его определять
«право — лево» на рядом сидящем с ребенком человеке, а затем — и на сидящем
напротив.
Задание 2. Дидактическое упражнение «Откуда раздался
звук?» (развитие слухового внимания).
Ребенок закрывает
глаза. Взрослый звонит в колокольчик, а ребенок должен рукой указать, откуда
слышен звук.
Задание 3. Знакомство со звуком [А].
Взрослый предлагает
ребенку прослушать ряд слов.
При этом голосом
выделяет звук [А] во всех этих словах и просит ребенка ответить на вопрос:
«Какой одинаковый звук слышится в начале всех этих слов?»:
август, аист, адрес.
Взрослый показывает
ребенку перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука [А]: когда мы произносим
звук [А], то:
— губки в спокойном
состоянии;
— ротик открыт широко;
— язычок спокойно
лежит во рту;
— горлышко «работает»
(рука ребенка для контроля за работой голосовых связок лежит на его горлышке).
Ребенок правильно
произносит звук [А] перед зеркалом, а затем воспроизводит артикуляцию звука без
голоса. Взрослый объясняет ребенку, что звук [А] — гласный (его можно петь, т.
к. воздух на своем пути не встречает преграду), и показывает малышу красный
кружок для обозначения этого звука, а также символ звука [А] — девочка укачивает куклу и поет ей: ААА... (см.
цветную вклейку).
Задание 4. Фонетические упражнения. Взрослый просит
ребенка:
— показать, как
девочка укачивает куклу: аааааааа... (вслед за взрослым на плавном длительном
выдохе);
— что просит сказать
врач, когда осматривает горло? — А-А-А... (вслед за взрослым, отрывисто);
— самостоятельно
произнести столько раз звук [А], сколько раз взрослый хлопнет в ладоши.
Задание 5. Взрослый просит ребенка назвать лишнее слово
в ряду, (то, которое не начинается на звук [А]):
апельсин, артист, суп, астроном.
Задание 6. Дидактическое упражнение «Доскажи словечко и
назови первый звук в слове».
Взрослый рассказывает
стихотворение, а ребенок выполняет соответствующие движения и договаривает
последнее слово каждой строки, выделяя в нем голосом ударный слог.
Он большой, Руки — полукругом перед
собой.
как мяч футбольный,
Если спелый — все
довольны. Поглаживает правой рукой
животик.
Так приятен он на
вкус,
И зовут его — ... (арбуз)
Задание 7. Отгадать загадки, назвать первый звук в
словах-отгадках.
Стою на крыше
Всех труб выше. (Антенна)
Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)
Задание 8. Взрослый называет ребенку слово, просит
определить и обозначить в нем место звука [А] (начало или конец слова),
используя красный кружок и карточку.
Август, аист...; рука, лиса, пила.
Задание 9. Дидактическое упражнение «Назови на А»
(вспомнить слова из одного смыслового круга, начинающиеся на звук [А]):
транспорт: автобус, аэробус, аэроплан...; фрукты: ананас, апельсин, абрикос...;
профессии: агроном, астроном, артист...; имена мальчиков и девочек: Аня...; Андрей...
Задание 10. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями
предметов, названия которых начинаются на звук [А].
Задание 11. Выучить чистоговорки:
А-а-а — шире ротик, детвора.
А-а-а — у меня болит нога.
Задание 12. Взрослый читает стихотворение и просит
ребенка ответить, какой одинаковый звук часто в нем слышится, а затем назвать
все слова из этого стихотворения, начинающиеся на звук [А].