2. Подготавливать
ребенка к усвоению звуко-слогового ряда путем формирования
пространственно-временных представлений.
3. Произвести
слухо-произносительную дифференциацию звуков [А], [О], [И], [У], обратив особое
внимание на сравнение следующих пар: [О] — [У], [А] — [О].
4. Формировать
фонематические представления ребенка на материале звуков [А], [О], [У], [И].
5. Закрепить навык
определения места гласного звука в ударной позиции в слове (начало, середина,
конец слова).
6. Учить анализировать
звуковой ряд из четырех элементов.
Задание 1. Дидактическое упражнение «Продавец и
покупатель» (развитие слухового внимания).
Взрослый насыпает в
непрозрачные банки крупу: манку, гречу и горох. Ребенок (покупатель) просит продать
ему какую-нибудь крупу. Взрослый (продавец) предлагает ребенку выбрать нужную
крупу по звуку (ребенок трясет банку и угадывает по характерному звуку, что это
за крупа).
Взрослый называет ряд
цифр от 1 до 10 и спрашивает, какая цифра в ряду первая, последняя, какая цифра
стоит перед цифрой 7, после нее, между 8 и 10? (Игра проводится без зрительного
подкрепления.)
Задание 3. Уточнение и дифференциация звуков [А], [О],
[У], [И].
Взрослый произносит
имена девочек, а ребенок называет первый звук в каждом имени: Аня, Оля, Уля,
Ира.
Повторить вместе с
ребенком артикуляцию гласных звуков. Их символы, обозначение (красными
кружками). Почему они называются гласными?
Дидактическое
упражнение «Угадай звук по описанию».
Взрослый показывает
артикуляцию знакомого гласного звука, а ребенок угадывает, какой это звук,
например, губы вытягиваются трубочкой — звук [У].
Взрослый показывает
артикуляцию звукового ряда, а ребенок угадывает по беззвучной артикуляции, что
«сказал» взрослый (например, «трубочка-улыбка» — УИ).
Взрослый просит
ребенка послушать внимательно и повторить за ним серию звуков: АИУ, УИА,
ИОАУ...
Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки».
Взрослый предлагает
ребенку внимательно послушать произносимые гласные звуки и хлопнуть в ладошки
только на определенный звук (например, на звук [А]):
а, и, а, о, и, у.
Аналогично игра
проводится и с другими звуками.
Задание 5. Прослушать ряд слов и назвать лишнее
(начинающееся с другого звука):
Задание 7. Рассмотреть картинки, которые ранее были
наклеены в тетрадь, и называть предметы, начинающиеся на звуки [А], [О], [У],
[И].
Задание 8. Дидактическое упражнение «Выбери картинки».
Взрослый предлагает ребенку из ряда нарисованных предметов выбрать те, названия
которых начинаются на определенный звук (например, на звук [А]).
Задание 9. Вспомнить загадки, стихи на звуки [А], [О],
[У], [И].
Задание 10. Взрослый просит ребенка закончить одним
словом предложения; назвать первый звук в каждом из этих слов. В качестве
подсказки можно использовать картинки.
На крышу поставили телевизионную... (антенну).
Солдат стреляет из... (автомата). У зайца длинные... (уши). Ученик учит... (уроки).
Наступила золотая... (осень). В огороде выросли... (овощи). Маша вдевает нитку
в... (иголку). Маше купили новую... (игрушку).
Задание 11. Взрослый произносит слово и предлагает
ребенку указать в нем место определенного звука (начало, середина, конец
слова), используя карточку и красный кружок.
Задание 13. Упражнение для развития координации речи с
движениями.
Мы в лес пошли, Ребенок марширует.
Топор нашли, Остановился.
Дрова рубили: Ноги
— на ширине плеч, руки — в «замок».
— Ах! Ох! Ух! Их!Энергичные
наклоны.
Задание 14. Закрепление знания букв А, О, У, И.
Упражнения для
пальцев: буквы А, О, У из пальчиков (см. темы № 1, 2, 3, 4);
— повторить шуточные
стихи про эти буквы, вспомнить, на что еще они похожи;
— повторить игры с
буквами А, О, У, И.
Задание 15. Анализ звуко-буквенного ряда из четырех
элементов: АОУИ, ИУАО, УИОА, ОАУИ и т.д.;
— выкладывание схем из
красных кружков;
— составление
буквенных рядов по заданию взрослого, чтение (цель: формирование навыка
плавного слитного чтения буквосочетаний из разного количества гласных),
списывание, письмо печатными буквами под диктовку.