1. Научить ребенка
внимательно слушать и различать неречевые звуки.
2. Продолжать учить
ребенка ориентироваться в «схеме собственного тела», выполняя соответствующие
инструкции.
3. Научить четко
произносить звук [И].
4. Научить выделять
звук [И] в начале и в конце слов в ударной позиции.
5. Научить
анализировать звуковой ряд из трех элементов.
Задание 1. Дидактическое упражнение «Что ты слышишь?»
(развитие слухового внимания).
Во время прогулки
взрослый предлагает ребенку закрыть глаза, внимательно послушать и определить,
какие звуки он услышал (щебет птиц, шум машины, шорох листьев...).
Задание 2. Взрослый предлагает ребенку внимательно
выслушать и выполнить инструкции:
— Указательным пальцем
левой руки покажи свой левый глаз.
— Указательным пальцем
правой руки покажи свое левое ухо.
Задание 3. Знакомство со звуком [И].
Взрослый загадывает
ребенку загадку, просит ее отгадать, назвать первый звук в отгадке.
Не снег, не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)
Взрослый показывает
перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [И]: когда мы произносим
звук [И], то:
— губки — «в улыбке»;
— зубки сближены, но
не сомкнуты;
— язык лежит во рту,
его края касаются коренных зубов;
— горлышко «работает»
(рука ребенка для контроля лежит на горлышке).
Ребенок правильно
произносит звук [И] перед зеркалом, затем воспроизводит артикуляцию звука без
голоса.
Взрослый объясняет:
звук [И] — гласный, его можно петь (губы, язык и зубы не мешают свободному
прохождению воздуха); а для его обозначения используется красный кружок.
Взрослый знакомит ребенка с символом звука [И]: ослик кричит: ИИИ... (см. цветную вклейку).
Задание 4. Фонетическое упражнение.
Жеребенок «поет»
песенку: ИИИИИИИИ... (произнести на плавном длительном выдохе вслед за
взрослым).
Задание 5. Дидактическое упражнение «Хлопнуть в
ладошки». Взрослый произносит разные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладошки
только в том случае, если услышит звук [И]:
и, п, м, и, и, в, и...
Задание 6. Взрослый называет слова, голосом выделяя звук
[И].Ребенок называет первый звук
каждого из этих слов, определяет место звука [И] в них и обозначает положение
звука [И] в словах с помощью карточки и красного кружка:
иволга, игры, ивушка, Ира, имя.
Задание 7. Дидактическое упражнение «Один — много»
(упражнение в образовании множественного числа имен существительных).
Взрослый предлагает
ребенку назвать последний звук в каждом из этих слов, выделив его голосом,
обозначить место звука [И] в каждом слове с помощью карточки и красного кружка.
Задание 8. Вспомнить вместе с ребенком имена девочек и
мальчиков, начинающиеся со звука [И]:
Ира, Инна, Инга; Иван, Игорь, Илья.
Задание 9. Взрослый предлагает ребенку запомнить и
повторить ряд слов. Какой одинаковый первый звук во всех этих словах?
Ира, индюк, игрушки, ива.
Задание 10. Отгадать загадки, назвать первый звук в
слове-отгадке.
Всех на свете обшивает,
Что сошьет — не надевает. (Иголка)
Что у елки вместо листьев? (Иголки)
Задание 11. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями
предметов, названия которых начинаются со звука [И].
Задание 12. Выучить чистоговорки:
И-и-и — ротик к ушкам растяни;
И-и-и — хорошо сиди;
И-и-и — песенку тяни.
Задание 13. Прослушать стихотворение. Какой звук часто
слышится в стихотворении? (Взрослый голосом выделяет звук [И].) Провести пальчиковую
гимнастику.
Индюк из города идет, Пальчиками обеих рук «идут» по столу.
Игрушку новую везет.
Игрушка не простая —
Игрушка расписная.
Г. Сапгир
Задание 14. Упражнение для развития координации речи с
движениями (сначала ребенок хлопает в ладошки, затем поднимает руки):
И раз, и два, и три — руки подними!
Задание 15. Знакомство с буквой И.
Буква И — как три иголки.
Три иголки очень тонки.
В. Ковшиков
На что еще похожа
буква И?
Игры с буквой.
Задание 16. Анализ звуко-буквенных рядов: АИУ, УИА, ИУА,
УАИ, АУИ.
Взрослый произносит
звуковой ряд и просит ребенка ответить на вопросы: какой звук стоит в ряду
первым, последним, в середине? После этого ребенку предлагается выложить схему
звукового ряда из красных кружков, а затем выложить ряд из букв разрезной
азбуки, прочитать, списать, написать печатными буквами под диктовку взрослого.