Рабочая программа по литературному чтению 1 класс разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в 2011 году в соответствии с новыми требованиями к программам.
Литературное
чтение
1.Пояснительная
записка
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 1 класс
разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов
начального общего образования.
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших
школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом,
пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему
развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность
по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как
базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование
всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами
текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского
кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской
деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей,
эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное
произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников
средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений
о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к
отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других
стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет
большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными
произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно
влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных
качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация
учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с
этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки
доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка
чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным
и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в
книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень
коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать
собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать
с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом
учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность,
помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к
использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный
читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой
чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного
произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного
чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений.
Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу
художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру,
на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся
чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших
задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в
средней школе.
2.Общая характеристика учебного предмета
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с
1 класса сразу после обучения грамоте.
Раздел «Круг детского чтения» включает
произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения
классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России
и других стран (художественные и научно-познавательные). Рабочая программа
включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни,
драматические произведения.
Обучающиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам.
Новые книги пополняютзнания об
окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, к труду, к
Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический
опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Рабочая программа предусматривает знакомство с книгой как источником
различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел
«Виды речевой и читательской
деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение
читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел
направлен на формирование речевой культуры обучающихся, на совершенствование
коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы
овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов
чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее
формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается
скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с
воспроизведением содержания прочитанного. Обучающиеся постепенно овладевают
рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и
интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения
текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии
с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся
целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного,
обобщать и выделять главное. Обучающиеся овладевают приёмами выразительного
чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится
параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух
высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания,
задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою
точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета
в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями
национального этикета и общения людей проводится на основе литературных
(фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь
обучающихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для
обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Обучающиеся
осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного
произведения.
Особое место в программе отводится работе
с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения
совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение,
повествование); обучающиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и
научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста
(его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление
текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и
дополнительной информации текста.
Рабочей программой предусмотрена литературоведческая
пропедевтика. Обучающиеся получают первоначальные представления о главной
теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных
жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях
малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся
использоватьизобразительные и
выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение,
олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной
речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный
образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, обучающиеся
осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно
произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя
и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через
который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме,
который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа,
адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Школьники осваивают разные виды пересказов художественного текста:
подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий
(передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста обучающиеся осмысливают
поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают
мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают
духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы
деятельности, которые помогут обучающимся адекватно воспринимать художественное
произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с
художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный
опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в
процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в
соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное
восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического
отношения к действительности. Обучающиеся выбирают произведения (отрывки из
них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации,
выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и
сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному
творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
3.Место предмета в учебном плане
Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448 ч.
В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч
(4 ч в неделю, 10 учебных недель, так как курс литературного чтения вводится
после завершения обучения грамоте), во 2—4 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34
учебные недели в каждом классе).
Рабочая программа «Литературное чтение» разработана на
основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской
программы В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина
«Русская азбука», Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого,
М. В. Головановой «Литературное чтение».
Полное календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 1 класса можно скачать с сервера.
Автор: Бондаренко Светлана Валентиновна
Понравилась публикация? Рекомендуйте ее друзьям и знакомым: