Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по изобразительному искусству
создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального
общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного
стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного
процесса и возрастных особенностей младших школьников. Рабочая программа распределяет учебные часы по крупным разделам курса, а также определяет
конкретные виды изобразительной деятельности учащихся.
Структура документа
Рабочая программа включает три раздела: Пояснительную
записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном
учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное
содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса
и Требования к уровню подготовки оканчивающих 2 класс начальной школы.
Общая характеристика
учебного предмета
Содержание
рабочей программы направлено на
реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к
искусству как к духовному опыту поколений, овладение способами художественной
деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей
ребенка.
Изучаются такие закономерности
изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке
художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном
искусстве как целостном явлении, поэтому темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней
детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает
возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к
узко технологической стороне.
Содержание
художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся:
восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную
художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность
показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве,
раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно
информационного подхода к изложению мате-
риала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт
общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний
план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Наряду с
основной формой организации учебного процесса –уроком рекомендуется проводить экскурсии в
художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать
видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Основные
межпредметные связи осуществляются с уроками
музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем
рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина
и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе),
математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные
материалы, отделка готовых изделий).
Изобразительное искусство является целостным интегрированным
курсом, который включает в себя все виды искусства: живопись, графику,
скульптуру, декоративно-прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и
экранные искусства.
Одной из главных целей преподавания искусства становится
задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности
«углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является
залогом развития способности сопереживания.
Программа воплощает в себе новый подход к
художественно-творческому развитию школьников, который заключается в постановке
и реализации принципиально новых задач художественной педагогики, из которых
ведущая - формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры
духовной. На каждом занятии педагог формирует нравственно-эстетическую
отзывчивость на прекрасное и безобразное, художественно-творческую активность,
интерес к внутреннему миру, к сознанию своих личных связей с искусством,
развивает умения и навыки художественной деятельности, приобщает детей к миру
профессионального искусства, красоте природы, человека. Умения и навыки
изображения усваиваются в процессе создания художественного образа, решения
творческой задачи.
В основе лежит четкая
последовательность приобщения ребенка к связям искусства с его личностью: от понимания
образности самих художественных материалов к осознанию их как средства
художественного языка, то есть способов выражения своих чувств и отношения
жизни.
Художественные знания, умения и
навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Форма,
пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм,
композиция группируются вокруг общих закономерностей художественно-образных
языков изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Эти средства
художественной выразительности учащиеся осваивают на всем протяжении обучения.
Три способа художественного освоения действительности -
изобразительный, декоративный и конструктивный - в начальной школе выступают
для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных: видов
художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное
практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет
систематически приобщать их к миру искусства.
Основные
содержательные линии
В рабочей программе выделены три содержательные линии,
реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает
возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа
обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык
изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с
окружающей жизнью».
Цели обучения
В результате
изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:
- развитие способности к
эмоционально-ценностному восприятию
произведений изобразительного искусства, выражению в
творческих работах своего отношения
к окружающему миру;
- освоение первичных знаний
о мире пластических искусств:
изобразительном,
декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в
повседневном окружении ребёнка;
- овладение элементарными
умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной
отзывчивости и культуры восприятия произведений
профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и
эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине,
уважение к ее традициям, героическому прошлому многонациональной культуре.
Место предмета в
базисном учебном плане
В федеральном
базисном учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» во 2 классе
отводится 1 час в неделю. Всего – 34 часа.
Полное календарно-тематическое планирование по ИЗО для 2 класса можно скачать с сервера. |