Пояснительная записка
Статус
документа
Рабочая программа по предмету
«Трудовое обучение» 2 класс создана на основе федерального компонента
государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в
целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных
и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возвратных особенностей
младших школьников.
Общая характеристика предмета
Рабочая
программа 2 класса направлена на формирование умения самостоятельно
ориентироваться в любой работе, т. е. учебная трудовая
деятельность рассматривается как средство познания окружающего мира и своей
роли в нем как преобразователя.
Во 2 классе
руководство учителя распространяется уже на обучение распознаванию способов
соединения деталей и их размеров, и оперируют учащиеся не только материальными предметами,
но и их графическими изображениями: дети учатся читать простейшие эскизы
прямоугольной и круглой заготовок.
При
обсуждении технологии изготовления изделия второклассники, уже имеющие
существенный опыт выполнения операций в I классе,
самостоятельно составляют технологическую цепочку из карточек.
В части
теоретического рассмотрения вопросов материаловедения во 2 классе
предусмотрены наблюдения и опытное исследование некоторых физических и механических
свойств бумаги, ткани, полиэтилена в сравнении друг с
другом и изменения этих свойств в зависимости от разного вида воздействия на
материал: сминание, смачивание, растяжение, нагревание, покрытие защитной
оболочкой из другого материала.
Основные содержательные линии
Основные
содержательные линии «Трудового обучения» определены стандартом начального
образования и представлены в примерной программе 5 разделами: «Учимся
размышлять», «Готовимся к практической работе», «Учимся выполнять новые
операции», «За год мы узнали новые слова».
Первый раздел учимся размышлять,
определяет содержание и характер совместной работы учителя и обучающегося по
осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции
изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении
и правилах безопасной работы инструментами, названия используемых материалов и
ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному
исследованию.
Второй раздел программы готовимся
к практической работе предусматривает перечень самостоятельных и
коллективных действий по подготовке рабочего места, осознанному
отбору нужного количества материала и по чтению инструкционной карты,
обеспечивающей возможность обойтись без помощи учителя при изготовлении
изделия.
Третий и четвертый разделы учимся
выполнять новые операции и у нас получаются красивые изделия, определяют круг
операций, осваиваемых на уроках, и перечень рекомендуемых изделий.
Последний раздел программы за год мы узнали новые слова, является
своеобразным справочником-контролером для учителя, организующего на уроке
труда усвоение терминов, причем все перечисленные
слова вводятся в урок не на уровне определения, а на уровне распознавания по
смыслу, т. е. обучающемуся мы задаем вопросы в форме: «Как называется этот
инструмент? Не можешь ли сказать, почему? Что им делают, какие у него есть
«родственники»?»
Цели обучения
Трудовое обучение
во 2 классе направлено на достижение следующих целей:
-
развитие умения самостоятельно ориентироваться в любой работе;
- освоение знаний о конструкции изделия, устройстве,
назначении и правилах безопасной
работы инструментами;
- воспитание трудолюбия, уважительного
отношения к людям и результатам их труда, желания рассматривать и изучать форму
предметов; потребности участвовать в творческой
деятельности.
Место
предмета в базисном учебном плане
В
федеральном базисном учебном плане на изучение трудового обучения отводится 2 часа в неделю. На
изучение программного материала отводится 68 часов.
Рабочая программа по курсу «Трудовое обучение» 2
класса разработана по государственной программе Т.М. Геронимус «Я всё умею
делать сам».
Для полной
реализации рабочей программы на уроках трудового обучения используются
различные формы, методы и приёмы работы, направленные на
развитие творческих способностей, пространственного
воображения, ассоциативного мышления, наблюдательности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе освоения
предметного содержания трудового обучения у обучающихся формируются
общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности,
предусматриваемые стандартом начального общего образования:
- наблюдать объекты окружающего мира;
- уметь работать с бумагой, пластилином, природным материалом,
тканью;
- вырезать ножницами, работать с иглой;
- размечать по лекалу контуры деталей;
-
размещать на рабочем столе инструменты индивидуального пользования,
приспособления;
-
выполнять правила безопасной работы;
- уметь пользоваться приобретёнными знаниями в повседневной
и практической жизни;
- уметь
оценить себя и товарища.
Результаты обучения
К концу 2 класса обучающиеся
должны знать:
- новые слова (целлюлоза, полиэтилен, трикотаж, клейстер,
окружность, круг, центр, радиус,
миллиметр);
- правила
безопасной работы;
- названия инструментов;
- строение
разных видов бумаги и картона; фактуру,
толщину и мягкость ткани и искусственной
кожи.
К концу 2 класса обучающиеся
должны уметь:
-
различать по внешнему виду и назначению материалы;
- размечать
сложный контур с внутренними углами по шаблону;
- делить
круглые детали путём складывания;
-
вырезать ножницами круглые детали;
-
соединять детали из природных растительных материалов клеем ПВА и пластилином;
-
вышивать стебельчатым швом. Полное календарно-тематическое планирование по трудовому обучению для 2 класса можно скачать с сервера.
Смотрите так же
Рабочая программа по русскому языку 2 класс 2010-2011г Рабочая
программа по литературному чтению 2 класс 2010-2011г
Рабочая
программа по ИЗО 2 класс 2010-2011г
|