Готовность ребенка к школе
Готовность ребенка к школе – это широкое понятие, которое включает в себя ряд компонентов: физиологическая, психологическая, социальная готовность, школьная зрелость и т.д.
Определить, готов ли Ваш ребенок к школе могут специалисты – педиатры, психологи, педагоги.
А анкеты, приведенные здесь, помогут Вам сориентироваться в этом вопросе и определиться, необходима ли Вашему ребенку консультация специалиста.
Беседа о школе
(автор Т. Нежнова)
Эту беседу Вы можете провести с ребенком сами, когда вместе играете или гуляете. Главное, чтобы настроение ребенка было хорошим, а Ваше с ним общение непринужденным.
№
|
Вопросы беседы
|
Варианты ответов
|
1.
|
Ты хочешь идти в школу?
|
А – очень хочу (2 балла)
Б – так себе, не знаю (1 балл)
В – не хочу (0 баллов)
|
2.
|
Почему ты хочешь идти в школу?
|
А – интерес к учебе, занятиям: хочу научиться писать, читать, хочу быть грамотным и умным, хочу много знать, узнавать новое (2 балла)
Б – интерес к внешней школьной атрибутике: новая форма, портфель, книжки (1 балл)
В – внешкольные интересы: надоело в саду, в школе не спят днем, там весело, все дети идут в школу (0 баллов)
|
3.
|
Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься к школе?
|
А – освоение определенных навыков письма, чтения, счета: мы с мамой учили буквы, считали, решали задачки (2 балла)
Б – приобретение школьной формы, школьных принадлежностей (1 балл)
В – занятия, не касающиеся школы (0 баллов)
|
4.
|
Нравится тебе в школе? Что тебе нравится в школе? (Предварительно спросить, был ли ребенок уже в школе.)
|
А – уроки, школьные занятия, аналогов которых нет в дошкольной жизни ребенка (2 балла)
Б – внешкольные занятия и другие, не связанные с учебой моменты: перемены, занятия во внеурочное время, личность учителя, внешний вид школы, оформление класса и т.п. (1 балл)
В – уроки художественно-физкуьтурного цикла, знакомые и близкие ребенку по дошкольному детству (0 баллов).
|
5.
|
Если бы тебе не нужно было ходить в школу и детсад, чем бы ты занимался дома, как проводил бы свой день
|
А – занятия учебного типа: писал бы буквы, читал (2 балла)
Б – дошкольные занятия: рисование, конструирование (1 балл)
В – занятия, не имеющие отношение к школе: игры, помощь по хозяйству, уход за животными и т.п. (0 баллов)
|
Результаты
Уровень формирования внутренней позиции школьника
|
Характеристика
|
Результат
|
Достаточный
|
Школьно-учебная ориентация ребенка и позитивное отношение к школе (внутренняя позиция школьника сформирована достаточно)
|
10-9 баллов
|
Начальный
|
Интерес ребенка в основном к внешней атрибутике школьной жизни (начальная стадия формирования внутренней позиции школьника)
|
8-5 баллов
|
Низкий
|
Ребенок не проявляет интерес к школе (внутренняя позиция школьника не сформирована)
|
4-0 баллов
|
Готовы ли Вы отдать своего ребенка в школу?
- Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже всего. Если да, то почему?
- Мне кажется, что мой ребенок будет часто обижать других детей. Если да, то почему?
- Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
- Ребенок может спокойно учиться только тогда, когда учительница – его собственная мать. Если да, то почему?
- Трудно представить себе, что первоклассник может быстро научиться писать, читать, считать. Если да, то почему?
- Боюсь даже подумать, что ребенок днем не будет спать. Если да, то почему?
- Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый человек.
- Мой ребенок не ходил в детсад и никогда не разлучался с матерью.
- Я боюсь, что дети будут насмехаться над моим ребенком. Если да, то почему?
- Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.
- Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе!»
Готов ли ребенок к школе?
- Хочет ли Ваш ребенок идти в школу?
- Может ли он самостоятельно заниматься каким-то делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор, пазлы)?
- Стесняется ли Ваш ребенок в присутствии посторонних.
- Умеет ли ваш ребенок составить рассказ по картинке, не меньше, чем из 5 предложений?
- Может ли он рассказать наизусть несколько стихов?
- Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам или целыми словами?
- Умеет ли посчитать до 10 и обратно?
- Может ли решать простые задачи на сложение и вычитание?
- Любит ли Ваш ребенок рисовать и раскрашивать рисунки?
- Умеет ли ребенок пользоваться ножницами и клеем?
- Может ли ребенок собрать пазлы из 5 частей за минуту?
- Знает ли ребенок названия домашних животных?
- Может ли обобщать понятия (назвать одним словом помидоры, морковь, лук)?
- Любит ли ребенок самостоятельно работать – рисовать, собирать мозаику и т.п.?Может ли ребенок понять и точно выполнить словесную инструкцию?
Ответы «нет» могут указывать на возможные трудности Ваши и Вашего ребенка с началом обучения в школе.
Смотрите так же
Тест
на выявление знаний ребенка о школе и школьном распорядке
Тесты
для родителей на определение готовности ребенка к школе
Тест,
помогающий выявить готовность ребенка к школе |