Идем в 1 класс! В
настоящее время во многих школах все более широкое распространение получает практика
приема детей в первый класс на основании собеседования. Во время устной беседы
с ребенком специалисты выясняют его умение составлять рассказ по картинке, отвечать
на элементарные вопросы, решать простейшие задачи. Проверяют также навыки
устного счета, анализируют речь ребенка, т. е. смотрят, как хорошо он умеет подбирать
нужные слова, насколько богат его словарный запас, умеет ли он четко, связно и
эмоционально выразить ту или иную мысль. Приемная комиссия проверяет также
способность ребенка понимать поставленный вопрос и отвечать на него по существу,
не отвлекаясь на второстепенные моменты. Проверке подлежат также фонематический
слух ребенка и логичность его рассуждений. При выполнении детьми практических
действий смотрят также на их сенсорное развитие, умение планировать свои действия.
Наряду с общим развитием, выявляют и уровень начальных знаний детей по основным
школьным дисциплинам: проверяют знание детьми цифр и букв, умение читать, считать,
владеть карандашом, ножницами и другими предметами. Существует множество
разнообразных методик, позволяющих проверить готовность ребенка к школьному обучению.
Однако, по каким бы методикам вы ни готовились, какими бы рекомендациями вы ни
пользовались и какие бы проверочные тесты вы ни выполняли заранее для тренировки,
ни в коем случае не стоит натаскивать ребенка перед собеседованием, заставлять
его зазубривать готовые ответы. Подготовка к школе - это кропотливое занятие,
и хорошие результаты возможны только при систематических и планомерных занятиях.
Поэтому, как бы вы ни старались натаскать малыша к собеседованию в последний момент,
учитель или психолог обязательно определит, что ребенок просто вызубрил готовые
ответы на вопросы. Таким образом, следует помнить, что в таком сложном деле,
как воспитание, ничего нельзя добиться одноразовым усилием. Следовательно, только
постоянная систематическая работа сможет обеспечить высокие результаты. Сложно
назвать конкретные задания и тесты, которые будут на собеседовании, поскольку
они, как правило, определяются в соответствии со спецификой школы или класса.
Ведь существуют специальные школы с углубленным изучением предметов, школы, где
некоторые школьные дисциплины начинаются не с пятого, седьмого и т. д. классов,
а уже с первого года обучения идет знакомство ребят с таким сложным предметом,
как иностранный язык, или более углубленно изучается математика. Существуют также
и специальные гимназические классы, условия поступления в которые более строгие,
нежели в обычные, общеобразовательные. Следовательно, нельзя с уверенностью
сказать, какие именно тесты будут предложены вашему ребенку на вступительном собеседовании.
Однако основой любых заданий будет тот арсенал знаний, умений и навыков, которыми
должен овладеть дошкольник для того, чтобы поступить в школу и успешно в ней обучаться.
В соответствии с общими требованиями к готовности ребенка к началу школьного обучения
ниже мы приводим варианты примерных заданий. Еще раз подчеркнем, задания эти приблизительные
и будут варьироваться в соответствии с конкретной ситуацией. Примерные
варианты заданий вступительного испытания. Тесты
на проверку внимания Проверить внимание ребенка очень хорошо
позволяют задания, основанные на принципе "найди отличия". Ребенку показывают
две картинки, на которых изображено практически одно и то же. Это могут быть различные
персонажи, известные детям по сказкам или мультфильмам, могут быть целые сценки
из сказок или же просто сюжетные картинки. На первый взгляд эти картинки
должны выглядеть практически одинаково, но при более внимательном и детальном
рассмотрении можно увидеть, что они несколько отличаются между собой.
Так, например, если картинки цветные, то некоторые элементы рисунка могут различаться
по цвету; на сюжетных картинках возможно наличие или, соответственно, отсутствие
какого-либо элемента, например персонажа на заднем плане. Возможны вариации в
деталях костюма героя или в его расположении, позе, жестах и т. д. Количество
отличий может варьироваться в соответствии со сложностью теста. Наиболее удобен
тот вариант, когда на картинках "спрятались" десять отличий. Если ребенок
нашел 9-10 различий, то это очень хорошо. Если ему удалось выявить 6-8, это тоже
неплохо, но его наблюдательность все еще нужно развивать. Если он нашел только
5 отличий, значит, у него еще недостаточно развито внимание, а упражнения на развитие
наблюдательности должны стать ежедневным занятием. Упражнения, требующие
наглядно определить сходства и различия, могут быть построены и на сериях элементарных
картинок, содержащих два, три или более маленьких рисунков. Вы можете использовать
схематические изображения предметов и животных, содержащие одинаковые и разные
элементы, например домики, зонтики, рыбки, отличающиеся штриховкой, орнаментом
или цветом. Эти задания могут различаться по сложности рисунка, количеству рисунков
в серии и сложности задаваемых вопросов. Для проверки речемыслительной деятельности
сравнению могут подлежать не только картинки, но и слова. При этом ребенку предлагается
выявить отличия между словами и сказать, например, какое слово короче, в каких
словах одинаковое количество букв, какие слова отличаются одной, двумя или более
буквами. При выполнении таких заданий важно дать понять ребенку, что сравнению
подлежат именно сами слова, а не те понятия, которые они обозначают. На сравнение
можно предложить такие слова, как. - кот и кит
(отличаются одной буквой (о-и)); - каша и киса
(отличаются двумя буквами (а-и, ш-с)); - пенал и пенальчик
(второе слово длиннее), - собака и собачка
(первое слово короче); - кошка, книга,
крыса (во всех словах по 5 букв, общие буквы: к, а)
и т. п. Для сравнения могут быть также предложены понятия, которыми обозначаются
предъявляемые слова. Например, ребенку предлагается рассказать, что общего и чем
отличаются слова "самолет" и "стрекоза";
"елка" и "ежик";
"повар" и "врач";
"лисица" и "кошка";
"ворона" и "синица"
и т. д. Дети должны также быть знакомы с элементарными понятиями и уметь
объяснить сходства и различия, причем комиссии нужно дать довольно развернутый
ответ. Так, на собеседовании вашего ребенка могут, например, попросить рассказать,
чем отличаются друг от друга лето и зима,
осень и весна, вилка
и ножик, стул и стол,
карандаш и ручка и т. п. Само
собой разумеется, что на вступительном собеседовании учитель или психолог стремится
выявить слабые и сильные стороны в развитии ребенка. Следовательно, для тестов
будут выбраны более сложные задания. Поэтому при подготовке ребенка к вступительному
собеседованию вы должны тренировать его на выполнение схожих заданий по принципу
"от простого к сложному". Соответственно, мы рекомендуем вам начинать
с более легких заданий, постепенно увеличивая сложность упражнений. Другим
вариантом задания на проверку внимания и наблюдательности может стать выполнение
такого упражнения, как "отвернись и назови". Дети с удовольствием выполняют
это упражнение. На столе расставляют определенное количество игрушек, и ребенок
в течение нескольких минут смотрит на стол. Затем он отворачивается и называет
игрушки, стоящие на столе. Это упражнение можно выполнять и несколько иначе. Например,
вы можете убрать какую-то игрушку, заменить ее другой или просто переставить предметы
местами. Затем ребенку предлагается повернуться и рассказать, какие изменения
произошли на столе. Надо сказать, что задания, когда ребенку предлагается
некоторое время рассматривать какой-то предмет, а затем ответить на вопросы, достаточно
распространены. Это, например, может быть какая-то картинка, по которой затем
будет задан вопрос. Такие картинки часто печатаются в детских журналах или в специальной
литературе, имеющей целью подготовить ребенка к школе. На картинке может быть
изображен путь каких-то сказочных героев. А вопросы могут быть самые разнообразные,
например "Куда идут герои?", "Мимо чьего домика им нужно пройти,
чтобы достичь места назначения?", "Кого они встретят на своем пути?"
и т. д. Вы изменяете варианты вопросов в зависимости от того, что именно изображено
на картинке. Задания, проверяющие уровень развития
мышления Очень важно выявить, насколько у малыша развиты способности
к логическому мышлению, к синтезу и анализу. Для выявления подобных способностей
очень хороши задания, в которых предлагается дополнить недостающий элемент или
исключить лишний. Контроль может проводиться как с использованием наглядного материала,
так и словесно. Для нахождения закономерностей вниманию ребенка предлагается группа
картинок, содержащая определенное количество изображений, например четыре. Перед
началом упражнения нужно объяснить малышу, что некоторые из предложенных ему изображений
будут иметь много общего, но одна картинка в каждой серии - лишняя. На картинках
могут быть изображены (лишнее выделено курсивом): - дуб,
ель, тюльпан, береза; - кастрюля, сковородка, вилка, таз;
- тигр, кот, слон, жираф; - помидор, яблоко, груша, слива;
- автомобиль, воздушный шар, самолет, поезд; - туфли, носки,
сапоги, ботинки; - продавец, кондуктор, мальчик, врач и т. п. У
ребенка спрашивают, какое изображение в этом ряду лишнее. Не следует давать детям
долго рассматривать изображения, в то же время, если ребенок аргументирует свой
выбор, не перебивайте его, дайте ему высказаться. После того как малыш сделал
свой выбор, его просят аргументировать ответ, можно также спросить, как можно
назвать одним словом оставшиеся слова. Более сложным вариантом задания
будет задание без опоры на картинки, т. е. выполняемое устно. Принцип игры тот
же, например, вы называете ряд названий домашних животных, среди которых "затесалось"
одно дикое, или названия овощей с одним фруктом. Еще более усложняется задание,
когда представлены группы прилагательных, обладающих схожими характеристиками.
Здесь уже проверяется не только мышление ребенка, но и его словарный запас, умение
строить синонимичные ряды и находить антонимы, например: -
старый, маленький, поношенный, дряхлый; - храбрый, бесстрашный, решительный,
добрый; - красивый, большой, огромный, гигантский; - веселый,
смешной, забавный, кислый; - сладкий, соленый, горький, маленький;
- медленный, быстрый, стремительный, молниеносный и т. п. Мы
выделили лишние слова, однако, если при объяснении ребенок выделил другое слово
и аргументировано доказал свой выбор, его следует похвалить, поскольку умение
отстаивать свою точку зрения, доказывать и находить веские аргументы должно приветствоваться
и поощряться. Другой вариант задания на определение закономерностей - нахождение
недостающего элемента в серии картинок. Ребенку может быть предъявлено восемь
картинок (три ряда по три картинки, а в одном ряду картинка отсутствует). Изображения
могут быть совершенно разные, это могут быть схожие предметы или рисунки, несколько
отличающиеся между собой, или различные геометрические фигуры, картинки, основанные
на разнице в количестве элементов, в направлении рисунка и т. д. Ребенку предлагается
догадаться, что в одной серии изображений не хватает одного элемента, а затем
вставить этот недостающий элемент. Более легким вариантом этого задания
будет такой, при котором ребенку показываются возможные варианты ответа, из которых
следует выбрать правильный. Значительно сложнее, когда малышу самому нужно
вставить недостающий элемент, например, нарисовав его в пустой клеточке. Можно
еще больше усложнить задание, увеличив количество серий, количество картинок в
серии или количество недостающих элементов. Еще одно упражнение, выявляющее
способность ребенка к логическому и пространственному мышлению, - "собери
картинку". Ребенку предлагается картинка в разрезанном виде. Из имеющихся
элементов он должен собрать законченный рисунок. Проще всего, когда элементы рисунка
одинаковые и имеют правильную форму. Значительно сложнее, когда они разрезаны
произвольно. При выполнении задания следует учитывать правильность и скорость.
Чем скорее ребенок соберет картинку, тем лучше. В качестве наглядного материала
можно использовать самостоятельно изготовленные картинки или разрезанные открытки.
Простые изображения можно собирать сразу, без опоры на образец. Если вы
используете для задания изображение из большого количества кусочков неправильной
формы, можно сначала показать ребенку исходный рисунок. В настоящее время в продаже
имеются всевозможные игры, построенные по подобному принципу. Не препятствуйте
малышу, если он получает удовольствие от того, что складывает эти пазлы. Это очень
хорошая тренировка. Такие игрушки могут быть достаточно большими и содержать не
только простые картинки, но и целые картины из живописи или сцены из сказок и
мультфильмов. Если в вашем доме есть такие игрушки, собирайте их вместе
с малышом. Однако ввиду того, что эти изображения обычно достаточно сложные и
громоздкие, они, как правило, собираются в течение длительного времени, а дети
в процессе выполнения требуемого задания должны опираться на картинку-образец.
Если вы считаете, что ваш ребенок достиг определенных успехов в собирании пазлов,
предложите ему тренироваться с самыми простенькими картинками на время. Задания
на проверку развития воображения и речи Наиболее распространенный
вариант подобного задания - составление рассказа по картинкам. Перед ребенком
раскладывают несколько картинок с изображением хорошо известных ему действий.
Например, на одной картинке может быть изображено, как мальчик просыпается, на
другой картинке он умывается, на третьей, завтракает, а на четвертой картинке
показано, как мальчик идет в школу. Картинки располагаются в произвольном порядке,
а ребенку предлагают расположить их в том порядке, в котором происходит действие.
Затем малыш должен обосновать, почему он расположил иллюстрации так, а не иначе.
Последний этап упражнения включает в себя составление связного рассказа по серии
картинок. Рисунки могут быть и другими. Например, ребенку предлагается составить
связный рассказ по серии картинок, на которых изображены действия каких-либо персонажей.
Учитель или психолог на собеседовании может также задать несколько вопросов относительно
самих персонажей, попросить малыша охарактеризовать их, рассказать об их привычках,
предпочтениях, составить их словесный портрет. Важно также, насколько хорошо
ваш ребенок усвоил значение тех или иных слов. Учитель или психолог, проводящий
вступительное собеседование, хочет увидеть, умеет ли ребенок грамотно и правильно
строить свою речь, объяснять то или иное понятие. На собеседовании вашего ребенка
могут также попросить объяснить значение некоторых слов, например: "телевизор",
"аквариум", "библиотека", "школа" и т. д. Для
контроля развития воображения, образности, пространственного мышления будет целесообразным
предложить ребенку сложить схематические фигурки животных из полосок бумаги, частей
квадрата "танграм" или из кубиков, стороны которых окрашены в различные
цвета. Предлагается сложить кубики или полоски таким образом, чтобы получилось
изображение зайки, кенгуру, лисички, паучка и т. д. Для развития образного
представления и пространственного воображения большое значение имеет изобразительная
и конструктивная деятельность. Поэтому на вступительном собеседовании вашему ребенку
могут предложить нарисовать картинку или собрать модель из конструктора. Картинки
могут быть нарисованы и заранее, а ребенку предлагается описать их или сказать,
на что похоже то или иное изображение. Для контроля развития речи могут
быть использованы задания, которые выявляют, насколько содержательно и развернуто
ребенок отвечает на вопросы, умеет ли он грамотно строить синтаксические конструкции.
Например, учитель может дважды повторить сложноподчиненное предложение, затем
задать по нему вопросы. В качестве примера приведем следующее предложение:
"После того как Таня сделала домашнее задание, она пошла гулять с подругами"
- "Что сделала Таня раньше: пошла гулять с подругами или выполнила домашнее
задание?" Можно также попросить ребенка выполнить какие-либо словесные поручения,
а затем подробно рассказать, что он сделал. Например, учитель раскладывает
перед малышом игрушки, разбрасывает их и просит сложить мишек в одну коробку,
а заек - в другую. Затем ребенка спрашивают, что он делал и в какой последовательности.
Для контроля развития речи ребенка его могут также попросить повторить слова за
взрослым, но во множественном числе. Взрослый говорит: "кот",
"мышь", "самолет", "нос", "крыло", "корабль",
"дерево" и т. п. Ребенок повторяет: "коты",
"мыши", "самолеты", "носы", "крылья",
"корабли", "деревья". Проверка
готовности ребенка к обучению русскому языку и русской речи
Для
того чтобы посмотреть, насколько малыш готов к обучению русской речи, на вступительном
собеседовании ему могут быть предложены задания на определение фонематического
слуха. Для этого учитель может выстукивать разнообразные ритмы, предлагая ребенку
повторить за ним. Сначала используются простые ритмы, например, I- II; II-I;
II-I-I; I-I- II. Если задание выполнено успешно, то могут быть предложены более
сложные серии выстукиваний: III-I-I; I-I-III; I-II-III; III-II-I и т. п. Очень
хорошо, если ребенок выполняет задания без ошибок и без промедления. Важно
также и то, как ребенок воспринимает количество букв в словах, различает ли он
односложные, двусложные слова и слова с большим количеством слогов. Учитель
может предложить ребенку с помощью палочек или кружочков отобразить, сколько букв
в названных словах. Начинать опять-таки следует с простых слов ("луг",
"дом", "кот", "кит", "лиса", "вода",
"мама"), постепенно переходя к более сложным ("трава",
"палка", "метро", "клубок", "ласточка")
и т. д. Для того чтобы посмотреть, насколько натренирована рука ребенка
для письма, его могут попросить срисовать фигуры или рисунки, нарисованные в тетради
в клетку. Фигуры следует копировать в том же порядке, в каком они даются. Вы можете
потренироваться с ребенком, предложив ему перерисовать бордюрчики.
Проверка
математических представлений На вступительном собеседовании ребенка
могут попросить посчитать до десяти или даже до двадцати, причем как в прямом,
так и в обратном порядке. Малыш должен также уметь разбирать числа первого десятка.
В качестве упражнения для контроля знаний его могут попросить разложить, например,
число "девять" с помощью счетных палочек (1-8; 2-7; 3-6; 4-5). Кроме
того, на вступительном собеседовании оценивают навыки счета в пределах первого
десятка. Причем в зависимости от школы и класса, в который пойдет малыш, счет
может быть проведен как на палочках, так и без какой бы то ни было опоры. Важно,
чтобы ребенок мог сравнивать предметы, например полоски бумаги разной длины и
ширины. Он должен сказать, какая полоска шире (уже) и длиннее (короче); сколько
длинных полосок, сколько коротких, каких больше (меньше, поровну). Способность
будущего первоклассника определять нахождение предметов в пространстве также имеет
большое значение. С помощью игрушек или кубиков разного цвета у малыша могут спросить,
что находится рядом, далеко, впереди, позади, справа, слева, сверху, снизу и т.
д. Вполне может быть, что на вступительном собеседовании ребенок должен
будет разделить предмет на 2-4 равные части. В качестве предмета может выступить
специальное пособие, состоящее из различных долей, вкупе составляющих круг. Этот
круг из плотной бумаги ребенок должен поделить на две, три или четыре равные части. Вашего
малыша могут также попросить написать графический диктант в тетради в клетку.
Учитель диктует: "одна клетка вверх, две клетки вправо; одна клетка вниз,
две клетки вправо". Узоры могут быть и более сложными. Здесь речь идет уже
не о том, насколько ребенок узнает рисунок и сможет его скопировать, как было
уже описано выше (бордюрчики), а о том, насколько хорошо он воспринимает задание
на слух и самостоятельно ориентируется в пространстве школьной тетради. Некоторые
психологи, участвующие в проведении собеседования, задают вопросы или задачки
на логическое мышление. Это могут быть известные загадки или небольшие проблемные
ситуации, для решения которых нужно выявить определенный "подвох".
Примеры таких задачек: - Стоит клен. На клене две ветки, на каждой
ветке по две вишни. Сколько всего вишен растет на клене? (Ответ: ни одной - на
клене вишни не растут.) - Если гусь стоит на двух ногах, то он весит 4 кг.
Сколько будет весить гусь, если он стоит на одной ноге? (Ответ: 4 кг.) -
У двух сестер по одному брату. Сколько детей в семье? (Ответ: 3.)
Таким образом, задания на вступительном собеседовании могут быть весьма разнообразными.
Не стоит копировать именно те задания, которые были описаны в этой статье. Важно
подготовить ребенка к выполнению подобных упражнений, а не заставлять его зубрить
конкретные примеры. Еще раз повторимся: подготовка к вступительному собеседованию
- это довольно длительный и трудоемкий процесс, а его результативность зависит
от планомерности и систематичности занятий. Важно также психологически настроить
малыша перед собеседованием. Он должен не бояться публично говорить, не стесняться
переспросить задание, если не понял его сути. Прежде чем идти на собеседование
в школу, вы можете устроить пробное собеседование дома, пригласив в качестве экзаменатора
своего знакомого. Цель подобной тренировки - снять возможное психологическое напряжения
маленького человечка, ведь для него собеседование - это своего рода экзамен, и
волнение при этом неизбежно. Важно, чтобы страх не помешал малышу продемонстрировать
свои знания. Тесты, помогающие выявить готовность
ребенка к школе Зачитайте ребенку следующие утверждения и спросите
его, согласен ли он с ними или нет. За каждый утвердительный ответ поставьте один
балл. 1. В школе у меня будет много новых друзей. 2. Мне очень интересно,
какие в школе уроки. 3. Я хочу дружить со всеми одноклассниками. 4. Я
хочу, чтобы уроки были дольше, чем перемены. 5. Интересно, как выглядит классная
комната. 6. Я обязательно буду учиться хорошо. 7. Каникулы - это самое
лучшее в школьной жизни. 8. Я думаю, что в школе интереснее, чем в детском
саду. 9. Я хочу скорее пойти в школу, ведь многие мои друзья - первоклассники.
10. Если бы можно было, я бы пошел в школу уже год назад. Подсчитайте результаты. Если
ваш ребенок набрал от одного до трех баллов, то стоит призадуматься. Ваш ребенок
вовсе не горит желанием идти в школу. Ему хорошо и без нее. От четырех до
восьми баллов - хороший результат. Ваш малыш хочет в школу. Но важно определить,
что для него важнее: внешняя сторона или внутреннее содержание; что его больше
интересует - новые друзья или сами уроки. Если больше получено утвердительных
ответов по первой части теста, то ребенок несколько идеализирует школу, он еще
не совсем готов к трудностям школьных будней. Если же больше положительных ответов
во второй половине, то ваш малыш вполне представляет для чего ходят в школу, а
повседневная школьная жизнь пока не вызывает у него неприязни. Девять-десять
баллов - отличный результат! Ваш малыш хочет идти в школу, и желание его вполне
осознанно. Может быть, он сохранит свое отношение к школе на протяжении всего
школьного обучения. Возможно, результат теста не оправдал ваших ожиданий,
и вы увидели, что ваш малыш пока еще не совсем готов идти в школу. Не огорчайтесь,
ведь не все дети обязательно должны хотеть учиться. Важно заинтересовать малыша,
показать ему, что в школе ему может быть очень интересно. Причем нужно обращать
внимание ребенка не только на то, что в школе у него будет много новых друзей
и он весело будет проводить каникулы. Покажите ему, что учеба - это весьма занимательное
занятие само по себе. Объясните, что в школе он узнает много нового и интересного.
Уделяйте больше внимания школьной подготовке. Систематически выполняйте различные
упражнения на тренировку необходимых качеств, на получение новых знаний. Занятия
с мамой, папой или бабушкой, особенно в игровой форме, должны вызвать у ребенка
интерес. Больше времени проводите с малышом, рассказывайте ему о школе, но не
приукрашивайте. Он должен усвоить, что в школе учиться хотя и нелегко, но интересно. Тест
на выявление знаний ребенка о школе и школьном распорядке Попросите
ребенка ответить на следующие вопросы. За каждый правильный ответ засчитывается
один балл. 1. Что такое класс? (Класс - это комната, где проходят занятия.
Там стоят парты, учительский стол, доска, на которой мелом пишут задание и выполняют
упражнения. Еще классом называют всех учеников, которые вместе посещают занятия.
Например, первый класс, класс "а", дружный класс.) 2. Что такое
урок? (Урок - это время, когда узнают много нового, слушают объяснение учителя
и выполняют различные упражнения. Иногда словом "урок" называют выполнение
какого-либо задания, например "выучить уроки" - это значит выполнить
упражнения, которые были заданы на дом.) 3. Что такое каникулы? (Каникулы
- это перерыв на несколько дней, когда в школе нет занятий. Каникулы бывают осенью,
зимой, в Новый год, весной, а летние каникулы длятся все лето.) 4. В классе
учатся дети одного возраста или разного? (Все дети в одном классе обычно одного
возраста. Дни рождения у них могут быть в разное время, но все они одного года
рождения.) 5. Как можно узнать, что пора идти на урок? (Звенит звонок на
урок, коридоры пустеют, а все дети спешат занять свое место за партой в классе.) 6.
Что такое перемена и для чего она нужна? (Перемена - это перерыв между уроками,
когда можно отдохнуть, поиграть, сходить в столовую или в туалет.) 7. Что
такое отметка? (Отметка - это оценка того, как ученик выполнил задание или работал
на уроке. Отметки исчисляются в числах от одного до пяти.) 8. Какие отметки
хорошие, а какие - плохие? (Чем больше число, обозначающее отметку, тем выше сама
отметка, тем, соответственно, лучше результат. 1 - "единица" - самая
плохая отметка; 2 - "двойка" - плохо; 3 - "тройка" - посредственно,
удовлетворительно, не очень хорошо; 4 - "четверка" - это хорошая отметка;
5 - "пятерка" - отлично. Про того, кто учится на пятерки, говорят, что
он отличник, а тот, кто учится на двойки, - двоечник; он учится плохо.) 9.
Что такое школьный дневник и для чего он нужен? (Дневник - это такая специальная
тетрадка, в которой есть расписание уроков. Там дети записывают домашнее задание,
а учитель ставит туда отметки.) 10. Как в школе называют стол, за которым
сидят дети? (Дети сидят за партами.) 11. На чем пишет учитель, когда объясняет
правило или задание? (Учитель пишет на доске.) 12. Как нужно обращаться
к учительнице? (К учительнице обращаются по имени-отчеству и на "Вы".) 13.
Что нужно сделать, если необходимо спросить что-то у учительницы или когда хочешь
ответить на заданный вопрос? (Нужно молча поднять руку, но так, чтобы ее было
видно. Когда учительница обратит внимание и спросит, можно задать свой вопрос
или дать ответ.) 14. Что нужно сказать, если необходимо выйти в туалет?
(Надо поднять руку и спросить: "Можно выйти?") Если ваш малыш
правильно ответил на 11-14 вопросов, то он вполне знаком со школьными правилами
и необходимость следования школьному распорядку не будет его огорчать. Он будет
с уважением относиться и к учителям, и к своим одноклассникам и, скорее всего,
будет отличаться примерным поведением.
Правильные ответы на 7-10 вопросов
свидетельствуют о том, что ребенок в общих чертах знаком с правилами школьного
распорядка, но, чтобы он меньше испытывал трудностей в повседневной школьной жизни,
неплохо было бы подробнее поговорить с будущим первоклассником о школе. От
4 до 6 правильных ответов - это информация к размышлению для родителей. Ваш ребенок
еще не очень хорошо знает, как проходят занятия в школе, как необходимо себя вести
в тех или иных ситуациях. Поэтому побольше рассказывайте малышу о школе, спрашивайте
его время от времени о деталях школьной жизни. В том случае, когда правильных
ответов всего 3 или меньше, - это уже тревожный сигнал. Может быть, вы совсем
не разговариваете с малышом о том, как проходят школьные будни. Если
количество правильных ответов вашего малыша меньше шести, наряду с разговорами
о школьном распорядке мы рекомендуем вам моделировать повседневные школьные ситуации. Для
этого пригласите других ребят и поиграйте с детьми в "Лесную школу".
Эта игра помогает "примерить на себя" школьную жизнь и представляет
собой ролевую игру, где дети учатся, как нужно вести себя в школе. Хорошо, если
удастся собрать что-то вроде класса - группу из нескольких человек. Каждый
ребенок (или взрослый, если вы тоже принимаете участие) представляет какого-либо
животного. Выбирается ведущий - это учитель, мудрая сова. Звенит звонок, сова
влетает в класс и представляется: "Здравствуйте, ребята, меня зовут Сова
- Мудрая Голова, а вас как зовут?" Дети наперебой начинают представляться
именами своих животных. Сова их учит, что, для того чтобы всех было слышно
и все смогли представиться, нужно называть свое имя по очереди, а если необходимо
что-то сказать, то надо поднять лапу или крыло. Затем можно смоделировать
различные школьные ситуации. Например, Сова объясняет новый материал, вызывает
для ответа к доске, спрашивает урок и задает домашнее задание. Можно в игровой
форме моделировать содержание различных школьных предметов. Просить детей посчитать,
рассказать что-то вслух, выполнить различные занимательные упражнения.
|