Модульная программа курса русского языка в 1 классе составлена по учебному комплексу Т. Г. Рамзаевой «Русский язык» 1 класс (1-4) из расчета 5 часов в неделю. На изучение программного материала отводится 45 часов. Принцип модульности предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде блоков-модулей, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из блоков-модулей формируется учебный курс по предмету. Учебный курс русского языка в 1 классе состоит из 8 блоков-модулей. Важными в начальном курсе языка является разделы «Звуки и буквы» «Слово. Предложение. Текст».«Звуки и буквы».
Основные знания по этому разделу учащиеся приобретают в период обучения грамоте. Они получают сведения о гласных и согласных звуках и буквах, слоге, ударении, ударных и безударных гласных, глухих, звонких, мягких и твердых согласных, учатся выполнять простейший фонетический анализ слов. Работа над темой «Звуки и буквы» направлена также и на совершенствование культуры речи, верное произношение слов, развитие дикции.
Особое место отводится в программе работе над словом. Слово рассматривается в лексическом и грамматическом плане. В начальных классах изучаются части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Подготовка к изучению частей речи начинается с 1 класса. Дети учатся различать слова-предметы, признаки, действия по вопросам. Вводится и понятие предлог, а также понятие о видах предложений (повествовательных, вопросительных, побудительных, о членах предложения, о связи слов в предложении).
В 1 классе учащиеся знакомятся со знаками препинания в конце предложений, кроме точки, вопросительного и восклицательного знаков, учатся выделять голосом нужные по смыслу слова, соблюдать правильные интонации в соответствии со знаками препинания. В 1 классе формируется первоначальное понятие о главных членах предложения (подлежащее, сказуемое), начинается работа по установлению связи слов в предложении. Указанные в программе каждого модуля-блока знания, умения и навыки по темам развиваются и формируются последовательно в ходе изучения всего курса.
На каждом уроке младшие школьники учатся работать с учебником, ориентироваться в нем, понимать назначение выполняемых упражнений. В целях активизации познавательной деятельности детей следует практиковать различного вида учебные задачи с привлечением игр, упражнений занимательного характера, использовать разнообразные наглядные пособия, технические средства.
В первом классе необходимо вводить работу в парах постоянного и сменного состава (ППС, ПСС), учить ребят работать в малой группе.
В конце 1 классе учащиеся должны знать: - название букв русского алфавита; - признаки гласных и согласных звуков; - гласные ударные и безударные; - согласные твердые, мягкие, звонкие, глухие; - деление на слоги; - правила переноса; - правило написания сочетаний – жи, ши, ча, ща, чу, щу;
Учащиеся должны уметь: - вычленять звуки из слова, правильно их произносить; - различать гласные и согласные звуки и буквы; - правильно называть мягкие и твердые согласные звуки в слове и вне слова; - обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, е, ю, я, и и мягким знаком; - делить слово на слоги; - выделять в слове ударный слог; - переносить слово по слогам; - вычленять слова из предложений; - четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, соединения, слова; - правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом; - писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов; - употреблять заглавную букву в начале, точку в конце предложения. - писать с заглавной буквы имена и фамилии людей, клички животных; - устно составлять текст из 3-5 предложений на определенную тему.
Полное календарно-тематическое планирование русскому языку для 1 класса можно скачать с сервера.