Пояснительная записка.
Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с
экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение
программного материала отводится 66
часов.
Приоритетной задачей курса является формирование в
сознании учащихся единого, ценностно окрашенного образа окружающего мира как
дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой
основе происходит становление у детей современной экологически ориентированной
картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному
окружению.
Принцип модульности предполагает целостность и
завершенность, полноту и логичность
построения учебного материала в виде блоков-модулей, внутри которых материал
распределен по темам. Из блоков-модулей формируется учебный курс по предмету.
Учебный курс «Окружающий мир» состоит из 5 блоков-модулей, каждый из которых
способствует систематизации и расширению представлений детей о предметах и явлениях природы,
общественной жизни, развитие интереса к их познанию, формированию бережного
отношения к богатствам природы и общества, навыков экологического и
нравственного поведения в природной и социальной среде.
В курсе раскрываются доступные пониманию учащихся
взаимосвязи, существующие в природе и общественной жизни. Человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном,
органичном единстве. Ребенок в этом
возрасте - первооткрыватель мира, и его
интересует все. Целостный образ окружающего формируется через «мозаику» его
компонентов в процессе поиска ответов на детские вопросы: что? кто? как?
откуда? куда? где? когда? почему? зачем?...
Блок –
модуль № 1, вводный, учит ребят
задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной форме ответы на них.
Блок- модуль
№ 2 группирует вопросы по теме «Что и
кто?» и обеспечивает формирование у детей представления об объектах
окружающего мира, их разнообразии и
свойствах. Предпочтение отдается самому близкому, тому, что доступно непосредственному
чувственному опыту людей.
Блок- модуль
№ 3 содержит вопросы по теме «Как,
откуда и куда?» и учит детей познавать различные процессы и явления окружающего мира, как естественные,
так и связанные с деятельностью людей.
Блок- модуль
№ 4 отвечает на вопросы темы «Где и
когда?» и развивает представления школьников о пространстве и времени.
Блок –
модуль № 5 дает ответы на вопросы по теме «Почему и
зачем?», обеспечивает опыт причинного объяснения явлений окружающего мира,
определяет цели и смысл той или иной человеческой деятельности.
Модульная рабочая программа «Окружающий мир» позволяет
использовать разнообразные формы, методы и средства для изучения материала.
Учащиеся могут вести наблюдения явлений природы и общественной жизни с помощью
учителя и самостоятельно. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на
улице, в парке, в музее, на предприятии … Встречи с людьми разных профессий,
экскурсии, беседы, дидактические игры, рисование, практические работы, работы с
природным материалом – все это позволит сделать занятия увлекательными и интересными
для детей. Продвигаясь в освоении курса от темы к теме, учащиеся вновь и вновь
возвращаются к основным предметным областям, постоянно расширяя и углубляя свои
знания о них, рассматривая их с новых точек зрения.
К концу учебного года учащиеся должны знать: - солнце, его форма; луна и звезды;
- камни и их разнообразие;
- дикорастущие и культурные растения;
кустарники, травы, деревья;
- части растений;
- животных
диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей;
- признаки живой и неживой природы;
- основные
сведения о своей стране, (селе), городе;
планете;
- виды
транспорта; правила безопасного поведения
в быту и на улице, в воде;
- разнообразие водоемов, части реки; правила
поведения на воде,
- правила безопасного обращения с
электроприборами;
- свойства снега и льда;
- признаки живого и условия, необходимые для
жизни организмов;
- правила ухода за комнатными растениями и
домашними животными, птицами;
- как охранять окружающую среду от загрязнения;
- времена
года, растения и животные ближайшего природного окружения; - правила поведения в природе; правила
дорожного движения; основные дорожные знаки;
- различные виды профессий;
- связь между названиями некоторых растений,
грибов, животных и их особенностями;
- правила поведения на природе;
- разнообразие овощей и фруктов и их значение
для человека;
- правила личной
гигиены;
- значение сна в
жизни человека;
- назначение устройств автомобилей, поездов и
железных дорог, кораблей и самолетов;
- о роли космоса в
жизни человека;
- о роли экологии в
жизни людей;
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
- различать объекты живой и неживой природы;
- различать изученные группы растений и животных
(по нескольку представителей каждой группы); - вести наблюдения в природе под
руководством учителя;
- объяснять какое значение имеет природа для
жизни людей; - различать водоемы; части реки;
- выполнять
правила поведения на воде и в быту; в окружающей природе;
-
различать время и времена года;
изученные растения и животные;
-
применять правила дорожного движения; различать основные дорожные знаки; и различать виды
профессий;
- объяснять причину возникновения дождя и
ветра;
-
различать цвета радуги, звук и свет; - различать изученные группы растений и
животных;
-
различать изученные виды
транспорта;
-
выполнять правила личной гигиены;
-
соблюдать правила поведения в природе;
-
устанавливать связь между поведением людей и состоянием окружающего мира.
Полное календарно-тематическое планирование окружающему миру для 1 класса можно скачать с сервера.
Смотрите так же
Рабочая
программа по русскому языку 1 класс
Рабочая
программа по математике 1 класс
Рабочая
программа по литературному чтению 1 класс
|