Взрослый произносит
шепотом различные команды (например, поднять руки вверх, спрятать руки за спину
и т.д.), а ребенок слушает их внимательно и выполняет.
Задание 3. Знакомство со звуком [Д].
Отгадать загадку,
назвать первый звук в слове-отгадке.
Белый столб стоит на крыше
И растет все выше, выше.
Вот дорос он до небес —
И исчез. (Дым)
Взрослый показывает
перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Д]: когда мы произносим
звук [Д], то:
— губки свободны;
— зубки сближены, но
не сомкнуты;
— язычок стучит
кончиком за верхними зубками;
— горлышко «работает».
Символ звука: дятел долбит дерево: ДДД... (см.
цветную вклейку). Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду
воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.
Задание 4. Фонетическое упражнение.
Дятел долбит дерево:
ДДДДДД... (произносить звук [Д] вслед за взрослым громко, отрывисто).
Задание 5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки,
если услышишь звук [Д]»:
а, д, м, д, д, и, д; да, ду, ма, мы, до.
Взрослый просит
ребенка загнуть пальчик, если тот услышит слово со звуком [Д]. Сколько
пальчиков загнули?
Дуб, корова, дорога, вода, усы, дом, лиса.
Задание 6. Взрослый предлагает ребенку повторить за ним
серию слогов:
да-до-ду, ды-ду-да; да-до-ду-ды, ду-ды-да-до.
Задание 7. Взрослый предлагает ребенку добавить
последний слог к словам, назвать слово целиком:
Задание 16. Взрослый предлагает ребенку внимательно
прослушать и повторить серию слогов:
дя-де-дю-ди; дю-ди-дя-де.
Задание 17. Перечислить нарисованные предметы:
диван, одеяло, дерево, деньги.
Игры: «Что
изменилось?», «Чего не стало?».
Определить место звука
[Д'] в предложенных словах, используя карточку и зеленый кружок с
колокольчиком.
Задание 18. Подобрать слова по первому слогу:
ДЕ: -вочка, -душка, -ло...; ДИ: -во, -ма, -на...
Задание 19. Дифференциация звуков [Д] — [Д'].
Дидактическое
упражнение «Скажи наоборот»:
да-дя, ды-ди,... ди-ды, дя-да...
Назвать первый звук в
именах детей:
Дима, Даша, Денис, Данила, Дуня, Дина.
Вклеить в тетрадь
картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звуки [Д] и
[Д'].
Задание 20. Дидактическое упражнение «Подари подарки
Диме и Даше» (дифференциация звуков [Д] — [Д'] с использованием картинок).
Подобрать слова со
звуками [Д] и [Д'], определить место звуков в словах (начало, середина слов),
используя карточку, синий и зеленый кружки с колокольчиками.
Изменить
существительные по падежам. Это (кто?) — Даша, Дима, нет (кого?) — ..., подарю
подарок (кому?) — ..., вижу (кого?) — ..., горжусь (кем?) — ..., говорю (о
ком?) — ...
Отгадать загадки,
назвать первый звук в отгадках:
Кто приходит,
Кто уходит, —
Все ее за ручку водят. (Дверь)
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)
К вечеру умирает,
Поутру оживает. (День)
Не живая, а идет,
Неподвижна, а ведет. (Дорога)
Задание 21. Выучить скороговорку и ответить на вопрос:
«Какой звук часто в ней слышится?» [Д].
Дятел дуб долбил, да не додолбил.
Задание 22. Знакомство с буквой Д.
Д — с высокой крышей дом.
В этом доме мы живем.
В. Ковшиков
На что еще похожа
буква Д?
Буква Д из пальцев:
указательный и средний пальчики правой руки опущены вниз и разведены в стороны,
а остальные сжаты в кулак; указательный палец левой руки образует «перекладину»
под пальцами правой руки.
Игра с пальчиками:
«Дом и ворота» (взрослый произносит вместе с ребенком стихотворные строки,
выполняя при этом действия руками):
На поляне дом стоит, Пальцы
обеих рук соприкасаются, локти
разведены, — «крыша».
Ну, а к дому путь
закрыт. Обе руки повернуты ладонями
к груди,
средние пальцы соприкасаются, большие пальцы — вверх — «ворота».
Мы ворота открываем, Ладони разворачиваются параллельно
друг другу.
В этот домик
приглашаем. «Крыша».
Игры с буквой.
Задание 23. Звуковой анализ слов дом, Дима (составление схем слов из кружков разного цвета, анализ
слов: называть первый и последний звук в словах, назвать и подсчитать гласные
звуки в словах).
Составление слов из
букв разрезной азбуки, чтение, списывание печатными буквами.
Перед написанием слова Дима взрослый объясняет ребенку следующее правило: имена пишутся с
большой буквы.