1. Учить ребенка
определять направление звука в пространстве.
2. Подготавливать
ребенка к усвоению звуко-слогового ряда путем формирования
пространственно-временных представлений.elenasadigova.ucoz.ru/publ/55-1-0-126
3. Научить ребенка
четко произносить звуки [М] и [М'], дифференцировать звуки на слух и в
произношении.
4. Ввести в пассивный
и активный словарь ребенка понятия: «согласный звук», «твердый (мягкий)
согласный звук».
5. Учить определять
место звуков [М], [М'] в начале, середине и конце слов.
6. Учить анализировать
слоги типа АМ, МА.
Задание 1. Дидактическое упражнение «Иди на звук»
(развитие слухового внимания).
Взрослый завязывает
ребенку глаза, а сам звонит в колокольчик. Ребенок должен идти на звук
колокольчика.
Задание 2. Дидактическое упражнение «Перед — между —
после» Взрослый предлагает ребенку вспомнить, какие времена года, месяцы дни
недели он помнит; просит произнести их по порядку. Затем взрослый задает вопросы:
какой первый месяц года? последний? перед мартом? после марта? между июнем и
августом? (Аналогично игра проводится на материале дней недели, времен года.)
Задание 3. Знакомство со звуком [М].
Взрослый предлагает
ребенку отгадать загадку и ответить на вопрос:
Голодная — мычит,
Сытая — жует,
Всем детям молоко дает. (Корова)
«Как мычит корова?» —
«МММ...»
Взрослый показывает
перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [М]: когда мы произносим
звук [М]:
— губки сомкнуты без
напряжения;
— воздух выходит через
нос;
— горлышко «работает».
Взрослый показывает
ребенку символ звука [М]: корова мычит:
МММ... (см. цветную вклейку), затем объясняет, что звук [М] петь нельзя, т.
к. губки создают преграду воздуху. Этот звук — согласный, твердый, звонкий (горлышко
«работает»), поэтому мы обозначаем звук [М] синим кружком с колокольчиком.
Таким образом ребенок усваивает характеристику звука [М].
Задание 4. Фонетическое упражнение.
Корова мычит:
ММММММММММ... (вслед за взрослым произносить звук [М] длительно).
Задание 5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки».
Взрослый произносит
ряд звуков, слогов, слов и просит ребенка хлопнуть в ладошки в том случае, если
он услышит звук [М](изолированно, в
слогах, в словах):
м, а, у, м, м, и; ам, ар, ор, ом, ма, му, ка, са,
мы; мак, Оля, муха, дом, суп, мука;
Задание 6. Взрослый предлагает ребенку внимательно
прослушать и повторить слоги, при этом ребенок должен почувствовать смыкание
губ при произнесении звука [М]:
ма, мо, му, мы; ам, ом, ум, им.
Задание 7. Взрослый предлагает ребенку повторить
слоговой ряд:
Задание 8. Взрослый произносит слова, голосом выделяя в
них звук [М], а ребенок называет одинаковый первый (последний) звук в словах:
мак, муха, машина, мыло; дом, сом, ком, лом.
Задание 9. Ребенку предлагается выбрать из ряда
нарисованных предметов те, в названии которых звук [М] стоит:
— в начале слов: мак,
муха, маска, марка;
— в конце слов: дом,
сом, альбом;
— в середине слов:
сумка, самолет, лампа.
Для определения места
звука [М] в слове рекомендуется использовать карточку и синий кружок с
колокольчиком.
Задание 10. Вспомнить вместе с ребенком:
— месяцы года, в
названии которых есть звук [М] (март, май);
— время года, в
названии которого есть звук [М] (зима).
Задание 11. Закончить предложения (согласование
местоимений с существительными):
Это моя... (шапка). Это мой... (дом). Это мое...
(пальто). Это мои... (книги).
Задание 12. Знакомство со звуком [М'].
Взрослый задает
ребенку вопрос: «Как называется детеныш коровы?» — «Теленок».
Взрослый обращает
внимание ребенка на то, что теленок маленький, он мычит: мьмь...
Затем знакомит ребенка
с символом звука [М']: теленок мычит:
мьмь... (см. цветную вклейку), характеристикой звука: согласный, мягкий,
звонкий, и обозначением: зеленый кружок с колокольчиком.
Задание 13. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки,
если услышишь звук [М']»:
мь, а, у, мь, и, мь; мя, ка, па, ми, ки, ме; мяч,
суп, миска, Миша, мир, ворона.
Задание 14. Взрослый предлагает ребенку внимательно
прослушать и повторить серию слогов:
мя-ме, ми-мю...; амь-омь, умь-имь...
Задание 15. Взрослый просит ребенка перечислить
картинки, названия которых начинаются на звук [М']:
мяч, миска, мишка, мел, метро, месяц. ,
Игры с картинками:
«Чего не стало?» (ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает картинку. Ребенок
должен вспомнить название картинки, которую убрали.) «Что изменилось?» (ребенок
закрывает глаза, а взрослый меняет картинки местами. Ребенок должен вспомнить и
восстановить первоначальный ряд картинок.)
Задание 16. Дифференциация звуков [М] — [М'].
Дидактическое
упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М]»:
Дидактическое
упражнение «Скажи наоборот» (игра с мячом: взрослый произносит слог с твердым
согласным звуком [М], при этом кидает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч,
произносит слог с мягким согласным звуком [М'], возвращая мяч взрослому, и
т.д.):
Задание 17. Ребенку предлагается среди имен выбрать те,
которые начинаются на звук [М] ([М']):
Миша, Марк, Марина, Мирон...
Вклеить в тетрадь
картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звуки [М] и
[М']. (В конце занятия по теме взрослый предлагает ребенку вспомнить, какие
картинки он вклеил в свою тетрадь.)
Задание 18. Дидактическое упражнение «Доскажи словечко,
назови первый звук в слове».
В подполье, в каморке
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто это?., (мышка)
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной... (медведь)
Отгадать загадки,
назвать первый звук в отгадке:
Зимой — спит,
Летом — ульи ворошит. (Медведь)
Без рук, без ног,
А рисовать умеет. (Мороз)
Сидит девица в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настанет,
Тогда перестанет. (Муха)
Выучить чистоговорки:
Ма-ма-ма — дома я сама.
Му-му-му — молоко кому?
Мо-мо-мо — едим эскимо.
Мы-мы-мы — прочитали книгу мы.
Ми-ми-ми — поем ноту ми.
Ме-ме-ме — дай-ка травки мне.
Взрослый произносит
пару слов и просит ребенка определить, какой первый звук в этих словах, а затем
составить с каждым словом предложение:
мышка — мишка; мыла — Мила; мал — мял.
Задание 19. Упражнение для пальчиков и развития
координации речи с движениями:
Мы писали, мы писали, Ритмично сжимать пальцы
А теперь все дружно
встали. в кулачки.
Ножками потопали, Выполнять соответствующие
Ручками похлопали. движения.
Мы писали, мы писали,Ритмично сжимать пальцы
Наши пальчики устали. в кулачки.
Мы немножко отдохнем —
Опять писать начнем.
Задание 20. Знакомство с буквой М.
Буква М с двумя горбами,
Как верблюд — смотрите сами!
О. Гофман
На что похожа буква М?
Буква М из пальчиков: сомкнуть кончики указательных пальцев, опустить их вниз
вместе со средними пальцами, а остальные — сжать в кулачок.
Игры с буквой.
Задание 21. Анализ слогов: АМ, МА. Составление схем из
кружков. (Согласный звук — синий кружок с колокольчиком, гласный звук — красный
кружок.)
Составление из букв
разрезной азбуки слогов АМ, МА. Чтение, списывание, письмо печатными буквами
под диктовку.