Пятница, 03.05.2024, 10:04
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт для учителей и родителей

Меню сайта
Категории раздела
Диагностика [10]
Тесты, анкеты
Как подготовить детей к школе [20]
Помощь в подготовке детей к школе
Подготовка к обучению чтению [25]
Развитие речи, звуковые загадки, игры
Подготовка к письму [7]
Пальчиковые игры
Подготовка к математике [2]
Занимательные задачи
Советы родителям [22]
Помощь родителям
Статьи о первоклассниках [4]
Чтобы не возникли трудности...
Форма входа
Наш опрос
Ощутима ли разница между Вашей зарплатой и зарплатой администрации?
Всего ответов: 443
Проголосуй за наш сайт

Каталог статей


Главная » Статьи » Подготовка детей к школе » Подготовка к обучению чтению [ Добавить статью ]

Артикуляционная гимнастика
Чистая речь дошкольника желанна для многих родителей. Это и верно, ведь те дефекты звукопроизношения, которые у двух-трёхлетки естественны и милы, после 4-5 лет уже становятся логопедической проблемой.

Поясню. В период освоения речи произношение малыша всегда несовершенно. Это обусловлено, во-первых, недостаточной развитостью движений речевых органов (языка, нижней челюсти, губ, мягкого нёба), и, во-вторых, находящимся ещё в процессе формирования фонематическим слухом (Фонематический слух - это способность воспринимать и дифференцировать все звуки речи). К 4-5 годам в норме все эти несовершенства уходят сами собой, ребёнок осваивает произношение всех звуков и правильное использование их в словах.

Но нередко бывает и так, что дефекты звукопроизношения не исправляются естественно к этому возрасту и принимают форму устойчивого нарушения. В этом случае важно своевременно начать систематические занятия с логопедом, поскольку с каждым уходящим годом коррекция даётся всё сложнее, для неё требуется всё больше времени и всё больше усилий ребёнка. Четырёх-пятилетка имеет неоспоримое огромное преимущество перед семилеткой в решении своих произносительных проблем.

Давайте обсудим, что может помочь ребёнку эффективно овладеть звукопроизношением, как на этапе естественного освоения, так и в случае необходимости коррекционных занятий. Увлекательным и действенным методом будет артикуляционная гимнастика.

С помощью артикуляционной гимнастики тренируются правильные полноценные движения речевых органов, которые необходимы для правильного произношения звуков. Если попроще, то её можно назвать "зарядкой для язычка" и легко сделать любимой и весёлой игрой для малыша.

Каждое из упражнений имеет своё образное название, в занятиях с ребёнком родители могут использовать его или придумать своё, более удачное. Названия позволяют превратить артикуляционную гимнастику в игру, заинтересовывают и увлекают ребёнка. Ещё лучше, если мама придумает целую сказку о весёлом выдумщике язычке, которому не сидится на месте.

Итак, упражнения:

"Лопата"

Широкий и расслабленный язычок ложится на нижнюю губу и отдыхает (10-15 секунд). Внимательно следить за тем, чтобы язычок был максимально расслаблен, не подрагивал.

"Ямка"

Из широко раскрытого ротика высунулся широкий язычок. Его кончик и края поднимаются вверх, тянутся к зубкам, но не достают. Удерживается в таком положении 15 секунд.

"Иголка"

Язычок высунулся сильно из ротика, напрягся, стал узким и острым, как колючая иголка. Удерживается в таком положении 15 секунд.

"Рулончик"

Широкий мягкий язычок сильно высунулся из ротика. Верхние зубы прижимают-удерживают его, а кончик язычка свернулся рулончиком и прижимается к нижним зубкам изнутри. Удерживается в таком положении 15 секунд.

"Маятник"

Высовывается узкий плотный язычок и передвигается то вправо, то влево, смотрит на правую щёку, потом медленно скользит к левой, и обратно. Повторить медленно 15-20 раз.

"Лошадка"

Язычок присасывается к нёбу, потом цокает, как лошадка копытцами. Цокаем сильно, медленно - тянется подъязычная связка. Повторить медленно 10-15 раз.

"Резинка"

Язычок присасывается к нёбу и удерживается крепко. При этом нижняя челюсть опускается вниз, натягивая подъязычную связку как резинку. Повторить медленно 15-20 раз.

"Качели"

Узкий плотный язычок поочерёдно тянется то к носу, то к подбородку. Повторить медленно 10-15 раз.

"Вкуснятина"

Высовывается широкий мягкий язычок, смачно облизывает верхнюю губу и прячется обратно в рот. Повторить медленно 15-20 раз.

"Змея"

Острый узкий язычок сильно высовывается, а потом убирается вглубь рта. Повторить медленно 15-20 раз.

"Колесо"

Облизывать верхнюю, затем нижнюю губу по кругу - несколько раз по часовой стрелке, потом несколько раз против часовой стрелки. Повторить медленно 10 раз.

"Катушка"

Исходное положение - упражнение "Рулончик". Кончик языка постоянно упирается в нижние зубы изнутри, а широкий язычок "выкатывается" изо рта и прячется. Повторить 15 раз.

Не обязательно делать все упражнения за один раз. Хорошо уделять гимнастике 3-5 минут несколько раз в течение дня, если ребёнок хочет больше - на здоровье! Уделите много внимания увлекательной организации гимнастики, постарайтесь заинтересовать ребёнка, не принуждать его, чтобы с речевыми движениями не ассоциировалось негативное настроение.
Ярош Татьяна Александровна  

Успехов!
Смотрите так же

Понравилась публикация? Рекомендуйте ее друзьям и знакомым:

Категория: Подготовка к обучению чтению | Добавил: Елена (23.05.2010)
| Автор: Елена Садыгова E W
Просмотров: 2665 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Грамота
Словари русского языка
www.gramota.ru
 
Погода
Яндекс.Погода
Гороскоп

Кто вы по календарю майя?


elenasadigova © 2024