Рабочая программа по предмету «Русский язык» 1 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Общая характеристика учебного предмета В отечественной методике обучения грамоте сложился целостный подход к процессу овладения чтением и письмом, что вполне оправдано более полутора вековой практикой начальной школы. Теоретической основой этого подхода является звуковой аналитико-синтетический метод, который реализуется через следующие операции:
расчленение звучащей речи на звуки (фонемы), мельчайшие структурные единицы;
дифференцировка их по основным признакам;
перекодирование в графические символы, т. е. печатные и письменные буквы;
обратное перекодирование букв в соответствующие звуки (фонемы), слияние их в процессе чтения;
соотнесение звуко-буквенных комплексов с определенным смысловым значением.
Выполнение этих операций помогает ученику овладеть не только чтением, но и письмом как речевым действием. Перед учащимися раскрываются закономерности русской графики, он представляет собой фонемный состав звучащего слова, соотносит его с соответствующими печатными буквами, выполняет обратную перекодировку графической формой слова в звуко-фонемную и осознает смысл произнесенного звукового комплекса (слова) в процессе его прочтения.
Изучение русского языка в первом классе начинается
интегрированным курсом (Обучение грамоте); его продолжительность определяется
темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой
используемых учебных средств. В рабочей программе содержание обучения грамоте
представлено соответственно как в курсе русского языка, так и курсе
литературного чтения. В обучении грамоте
различаются три периода: добукварнный – подготовительный; букварный – основной,
послебукварный – завершающий. Последовательность работы, характер упражнений на
каждом из этапов обучения грамоте определяются закономерностями звукового
аналитико-синтетического метода. Обучение письму идет параллельно с обучением
чтением, с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети
овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять её с ранее изученными
буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях,
небольших текстах.
На уроках письма учитель разнообразит виды деятельности с учетом психофизических особенностей детей, использует занимательный материал, включает в урок игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного учебного задания на другое и т. п. Учитывая разный уровень дошкольной подготовки первоклассников, особое значение приобретает индивидуализация обучения и дифференцированный подход в проведении занятий по формированию первоначальных умений и навыков письма.
Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения письму совершенствуются на уроках русского языка.
Учебный предмет «Русский язык» в 1 классе занимает ведущее место, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников.
Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
Обучение русскому языку после периода обучения грамоте основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между понятиями. В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.
В 1 классе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики.
Формирование чёткого, достаточно красивого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые могут проводиться как часть урока русского языка. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения рук, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.
Преобладание работы над письменной речью (её развитие у младших школьников отстаёт от развития устной речи на всём протяжении начальной школы) требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, требует индивидуализации и дифференциации обучения.
Основные содержательные линии
Языковой
материал представлен на основе федерального компонента государственного
стандарта начального общего образования. Курс данной программы включает
следующие содержательные линии:систему грамматических понятий,
относящихся к предложению (предложение, виды предложений, составные части
предложений), к слову (состав слова, части речи в их соотношении с
членами предложений), к фонетике (звуки,разряды звуков, сильная
и слабая позиция звуков, анализ звучащего звука и буквы, обозначение звуков
буквами и т.д.), а также совокупность правил, определяющих написание слов (орфографию).
Учебный курс
русского языка в 1 классе состоит из 8 разделов.
Важными
в начальном курсе языка является разделы «Звуки и буквы» «Слово.
Предложение. Текст».
«Звуки
и буквы» Основные знания по этому разделу учащиеся приобретают в период
обучения грамоте. Они получают сведенияо гласных и согласных звуках и буквах, слоге, ударении, ударных и
безударных гласных, глухих, звонких, мягких и твердых согласных, учатся
выполнять простейший фонетический анализ слов. Работа над темой «Звуки и
буквы» направлена также и на совершенствование культуры речи, верное
произношение слов, развитие дикции.
Особое
место отводится в программе работе над словом. Слово рассматривается в
лексическом и грамматическом плане. В начальных классах изучаются части речи: имя
существительное, имя прилагательное, глагол. Подготовка к изучению частей
речи начинается с 1 класса. Дети учатся различать слова-предметы, признаки,
действия по вопросам. Вводится и понятие предлог, а также понятие о видах
предложений(повествовательных,
вопросительных, побудительных, о членах предложения, о связи слов в предложении).
В
1 классе учащиеся знакомятся со знаками препинания в конце предложений, кроме
точки, вопросительного и восклицательного знаков, учатся выделять голосом
нужные по смыслу слова, соблюдать правильные интонации в соответствии со
знаками препинания. В 1 классе формируется первоначальное понятие о главных
членах предложения (подлежащее, сказуемое),начинаетсяработа по установлению связи слов в предложении.
Содержание
учебного материала располагается таким образом, что оно представляет собой
систему понятий и правил, органически связанных между собой: изучение одной
темы опирается на результаты усвоения предыдущих тем, знания по данной теме
входят в фундамент, на котором основывается изучение последующих тем. Каждая
тема раскрывается в определенной последовательности.
Указанные
в программе каждого раздела знания, умения и навыки по темам развиваются и
формируются последовательно в ходе изучения всего курса.
На
каждом уроке младшие школьники учатся работать с учебником, ориентироваться в
нем, понимать назначение выполняемых упражнений. В целях активизации
познавательной деятельности детей следует практиковать различного вида учебные
задачи с привлечением игр, упражнений занимательного характера, использовать
разнообразные наглядные пособия, технические средства.
Впервом классе необходимо вводить работу в
парах постоянного и сменного состава (ППС, ПСС), учить ребят работать в
малой группе.
Цели обучения
Программа
направлена на достижение следующих целей:
формирование
специальных
умений и навыков по разделам программы;
развитие
речи, мышления, воображения, способности выбирать
средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства
языка;
освоение
первоначальных
знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными
способами анализа изучаемых явлений русского языка;
овладение
умениями правильно писать и читать; участвовать в диалогах, составлять
несложные монологические высказывания;
воспитание
позитивного
эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к
сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к
родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Место предмета в базисном учебном плане
В
соответствии с федеральным базисным учебным планомрабочая программа составлена по
государственной программе автора Т. Г. Рамзаевойиз расчета5 часов в неделю, 165 часов в год. Программа состоит из разделов курса,темы различных учебных занятий. Каждый раздел
темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения
рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и
логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по
темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В
процессе освоения предметного содержания литературного чтения обучающиеся
должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности:
наблюдать над
словом, предложением, текстом как единицами речи и языка, их функциями в
общении;
развивать
внимание к устной и письменной речи;
формировать
умения организовывать свое познавательную деятельность по учебнику: искать пути
решения учебной задачи, точно выполнять задания;
составлять
слова из букв и слогов разрезной азбуки
правильно
списывать буквы и слова с рукописного и печатного текста
писать под
диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, и короткие
предложения из подобных слов
писать большую
букву в начале предложения, в именах людей и кличках животных.
Результаты обучения
В конце 1 классе обучающиеся должны знать:
название букв русского алфавита;
признаки гласных и согласных звуков;
гласные ударные и безударные;
согласные твердые, мягкие, звонкие,
глухие;
деление на слоги;
правила переноса;
правило написания сочетаний – жи, ши,
ча, ща, чу, щу.
Обучающиеся должны иметь представление:
о
грамматических группах слов;
о
различии предложений по цели высказывания;
о
признаках текста и его оформлении;
об основных
признаках согласных звуков и букв.
Обучающиесядолжны уметь:
вычленять звуки из слова, правильно их
произносить;
различать гласные и согласные звуки и
буквы;
правильно называть мягкие и твердые
согласные звуки в слове и вне слова;
обозначать на письме мягкость согласных
звуков гласными буквами е, е, ю, я, и и мягким знаком;
делить слово на слоги;
выделять в слове ударный слог;
переносить слово по слогам;
вычленять слова из предложений;
четко, без искажений писать строчные и
заглавные буквы, соединения, слова;
правильно списывать слова и предложения,
написанные печатным и рукописным шрифтом;
писать под диктовку слова, предложения
из 3-5 слов;
употреблять заглавную букву в начале,
точку в конце предложения.
писать с заглавной буквы имена и фамилии
людей, клички животных;
устно составлять текст из 3-5
предложений на определенную тему.
Полное календарно-тематическое планирование русскому языку для 1 класса можно скачать с сервера.
Леночка, огромное вам спасибо за помощь. сейчас с каждым годом начальство выдаёт всё новые заморочки и пока перелопатишь все бумаги, учить уже некогда. Я переделаю ваш вариант под себя, но помощь от вас - огромная! ещё раз спасибо. Надо и свои работы наконец-то выложить, а то в школе даю всем, а сколько таких, кто по какой-то причине (отпуск, болезнь) не смог вовремя сдать бумаги!!!
Огромное спасибо,Елена! Нас огорошили новыми требованиями в середине 3 четверти Пробовала сделать свой вариант - потеряла уйму времени. А о "настоящей"работе и подумать некогда. Также , как и Оксана, попробую переделать кое - что и обрадую своих работодателей. СПАСИБО!!!