Литературное чтение
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая
программа по предмету «Литературное
чтение» 2 класс создана на основе федерального компонента государственного
стандарта начального общего образования. Она разработана в целях
конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возвратных особенностей
младших школьников.
Общая характеристика предмета
Литературное
чтение - один из основных предметов в системе обучения младшего школьника.
Наряду с русским языком этот предмет формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и
воспитанию. Успешное освоение курса литературного чтения обеспечивает
результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Рабочая программа 2 класса направлена на
формирование и развитие учащихся речевых навыков, главным из которых является
навык чтения, а также вводит детей в мир
художественной литературы и помогает в осмыслении образности словесного
искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во
всей полноте и многогранности. У детей пробуждается интерес к словесному
творчеству и чтению.
Внеклассное
чтение - неотъемлемая часть курса литературного чтения, которая проводится в форме
самостоятельного домашнего чтения и уроков внеклассного чтения. Цель
его - углубленно знакомить обучающихся с детской литературой, обеспечивать
полноценное литературное развитие младших школьников, вырабатывать
художественный вкус, формировать культуру общения
Учебная
программа предлагает для ознакомления весь круг детского чтения с учетом
тем, жанров, авторов и книг.
Методика обучения литературному чтению основана на
художественно – эстетическом, литературоведческом и коммуникативно – речевом
принципах. Все эти принципы объединены внутрипредметной связью.
Во
2 классе основным видом упражнений является выбор нужной книги по заданным
показателям и соотнесение книги с рядом книг. Первый
вид упражнений второклассники осуществляют вне урока, при самостоятельном
выполнении домашних заданий по внеклассному чтению, второй - в классе при
коллективном анализе представленной у доски выставки прочитанных книг на
определенную уроком тему.
Каждый
урок внеклассного чтения обеспечивает младшим школьникам знакомства с широким кругом
детского чтения от устного народного творчества до стихотворений, рассказов русских и зарубежных
писателей, формирует умение выбирать
книги, содействует возникновению устойчивого интереса к книге.
Основные содержательные линии
Основные
содержательные линии «Литературного чтения» определены стандартом начального общего
образования и представлены в примерной программе 11 разделами: «Устное народное
творчество», «Люблю природу русскую! Осень», «Русские писатели», «О братьях наших
меньших», «Из детских журналов», «Люблю природу русскую. Зима», «Писатели детям»,
«Я и мои друзья», «Люблю природу русскую. Весна», «И в шутку и всерьёз»,
«Литература зарубежных стран», а также часами внеклассного чтения.
Главными содержательными линиями являются
круг чтения и опыт читательской деятельности, формирование и совершенствование
техники чтения, знакомство с литературоведческими терминами понятиями, развитие
речевой и читательской деятельности обучающегося 2 класса.
Цели обучения
Изучение
литературного чтения во 2 классе направлено на достижение следующих целей:
- развитие художественно-
творческих и познавательных способностей, формирование эстетического отношения к слову, совершенствование видов речевой
деятельности, умений вести диалог, выразительно читать;
- овладение осознанным
правильным, беглым и выразительным чтением; формирование читательского
кругозора
- воспитание
эстетического отношения к слову, интереса к чтению и кит и, формирование
представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных
чувств.
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном
базисном учебном плане на изучение литературного чтения отводится 4 часа в неделю. На изучение
программного материала отводится 136 часов. (Из
них 17 часов – внеклассное чтение).
Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» 2
класса разработана по государственной программе Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.Г. Головановой.
Для
полной реализации рабочей программы на уроках литературного чтения используются
различные формы, методы и приёмы работы, направленные на осознанность чтения, развитие
речи, умение работать с текстом художественного произведения, а также на
формирование общеучебных умений.
Общеучебные умения, навыки и способы
деятельности
В процессе
освоения предметного содержания литературного чтения у обучающихся формируются
общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности,
предусматриваемые стандартом начального общего образования:
- осознанно и
правильно читать целыми словами;
- отвечать на
вопросы по содержанию текста, находить в нём предложения, подтверждающие устное
высказывание, воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному
плану, данному в учебнике»
- подробно
пересказывать небольшие произведения с отчётливо выраженным сюжетом;
- раскрывать
содержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками рассказа,
находить в тексте предложения, соответствующие им;
- делить тексты на
части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного;
- сопоставлять
слова, близкие по значению; понимать значение слов и выражений в контексте;
- ориентироваться
в учебной книге.
Результаты обучения
К концу 2 класса
обучающиеся должны
знать:
- средства
художественной выразительности (эпитеты, сравнения);
- жанры
литературных произведений (сказка и рассказ, стихотворение и басня) и
произведений фольклора (загадка, пословица, небылица, считалка, песня,
прибаутка);
- наизусть 8 – 10
стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы.
К концу 2 класса
обучающиеся должны
уметь:
- осознанно читать вслух (темп чтения – ориентировочно
не менее 50 слов минуту) или «про себя» (ориентировочно 55-65 слов минуту);
- находить в тексте отрывки по заданию 9выборочное
чтение);
- делить текст на смысловые части, озаглавливать их,
составлять простой план произведения;
- выделять главную мысль прочитанного произведения;
- определять тему произведения;
- сочинять устные рассказы и небольшие тексты на
заданную тему и по плану;
- отвечать на вопросы по содержанию картины художника;
- составлять описание природы, предметов;
- пересказывать текст подробно и выборочно;
- высказывать оценочные суждения, рассуждать,
доказывать свою позицию;
- выразительно читать диалоги, читать по ролям;
- читать стихотворные произведения наизусть (по
выбору);
-
воссоздавать художественные образы литературного произведения,
- различать элементы книги: обложку, оглавление,
титульный лист, иллюстрацию, аннотацию. Полное календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса можно скачать с сервера. Смотрите так же
Рабочая программа по ИЗО 2 класс 2010-2011г |