Изобразительное искусство
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая
программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 4 класс
создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального
общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания
образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей,
логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание
рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений
художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту
поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие
индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности
изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке
художественной информации. Обучающиеся получают представление об
изобразительном искусстве как целостном явлении. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты
искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание
художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся:
восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную
художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность
показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве,
раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно
информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный
эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет
вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Целью художественного воспитания
и обучения в 4 классе является формирование представления о многообразии
культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте
человека.
Рабочая программа
построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе
взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение
жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на
основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является
важным условием освоения детьми программного материала.
Приобщаясь через уподобление
сотворчества и восприятия к истокам культуры своего народа или других народов
Земли, обучающиеся начинают ощущать себя участниками развития человечества,
открывают себе путь к дальнейшему расширению восприимчивости богатства
человеческой культуры.
Многообразие представлений
различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы,
труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.
Темы раскрывают богатство и
разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все – и
понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники – разное.
Обучающиеся должны осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато
разнообразными художественными культурами и что они не случайно разные.
Художественная деятельность
школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на
плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений
действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей,
результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым
темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических,
современных).
Наряду с
основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в
краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и
картинных галереях.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками
музыки и литературного чтения. При
прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром
(«Природа России», «Родной край – часть большой страны», «Страницы всемирной
истории», «Страницы истории Отечества»), математикой (геометрические фигуры и
объемы), трудовым обучением (природные
и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
Основные содержательные линии
В рабочей
программе по изобразительному искусству 4 класс выделены 3 основные
содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления
содержание обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его
с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических)
искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное
творчество и его связь с окружающей жизнью.
Систематизирующим методом
является выделение трёх основных видов художественной деятельности:
конструктивной, изобразительной, декоративной.
Эти три вида художественной
деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных
искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура;
конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные
искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию
любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для
интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, не по принципу
перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности.
Три способа освоения художественной
действительности представлены в начальной школе в игровой форме, как Братья –
Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной
деятельности сопутствуют обучающимся весь год обучения. Они помогают вначале
структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей
жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.
Цели обучения
Изучение изобразительного искусства и художественного труда в 4 классе
направлено на достижение следующих целей:
• развитие способности к
эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства,
выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
• освоение первичных знаний
о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре,
дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
• овладение элементарными
умениями, навыками, способами художественной деятельности;
• воспитание эмоциональной
отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного
изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной
природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому,
многонациональной культуре.
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на
изучение предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» отводится 1
час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 34 часа. Рабочая программа по
предмету «Изобразительное искусство и
художественный труд» 4 класс разработана на основе учебно-методического
комплекта «Школа России», а именно авторской программы Б. М. Неменского, В. Г.
Гурова, Л. А. Неменской.
Для реализации рабочей программы предусматриваются
различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как:
фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа, практические
и тематические работы. На учебных занятиях используются коллективные способы
обучения в парах постоянного состава (ППС), в малых группах. Во время учебных
занятий ученики обсуждают работы товарищей, результаты коллективного творчества
и индивидуальные работы на уроках.
В 4 классе возрастает значение коллективных работ в
учебно-воспитательном процессе. Значительную роль играют литературные и музыкальные
произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.
Большое внимание уделяется развитию речи
обучающихся, так как раскрываются основные термины и понятия такие, как: пастель,
гравюра, репродукция, панно.
Общеучебные умения, навыки и способы
деятельности
На уроках изобразительного
искусства формируются умения:
♦ воспринимать окружающий
мир и произведения искусства;
♦ выявлять с помощью сравнения отдельные
признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений;
♦ анализировать результаты сравнения;
♦ объединять произведения по видовым и
жанровым признакам;
♦ работать с простейшими знаковыми и
графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного
образа;
♦ решать творческие задачи на уровне
импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;
♦ создавать творческие работы на основе
собственного замысла;
♦ формировать навыки учебного сотрудничества в
коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять
работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат);
♦ работать с пластилином, глиной, бумагой,
гуашью, мелками;
♦ участвовать в создании «проектов»
изображений, украшений, построек для улиц родного города;
♦ конструировать из бумаги макеты детских
книжек;
♦ складывать бумагу в несколько слоев,
соединять простые объемные бумажные формы в более сложные бумажные конструкции
(создание игрушечного транспорта);
♦ передавать на доступном уровне пропорции
человеческого тела, движения человека.
Результаты обучения
Требования к уровню подготовки оканчивающих
начальную школу
В результате изучения изобразительного
искусства ученик должен знать (понимать):
• основные жанры и виды произведений
изобразительного искусства;
• известные центры народных
художественных ремесел России;
• ведущие художественные музеи России.
В результате изучения изобразительного
искусства ученик должен уметь:
• различать
основные и составные, теплые и холодные цвета;
• узнавать отдельные произведения
выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
• сравнивать различные виды и жанры
изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного
искусства);
• использовать художественные материалы
(гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
• применять основные средства
художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и
воображению); в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к
произведениям литературы и музыки.
Использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
•
самостоятельной творческой деятельности;
• обогащения
опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
• оценки
произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок,
музеев изобразительного искусства, народного творчества.
В конце 4 класса учащиеся должны:
• усвоить основы трех видов
художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или
художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение
или декоративная художественная деятельность с использованием различных
художественных материалов:
• приобрести первичные навыки
художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика,
скульптура, дизайн декоративно-прикладные и народные виды искусства;
• развивать по возможности свои
наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на
эстетические явления в природе и деятельности человека;
• развивать фантазию воображение,
проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
•
приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения
растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных
построений;
• освоить выразительные
возможности художественных материалов: гуашь, акварель, мелки, карандаш,
пластилин, бумага для конструирования;
• приобрести
навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание
особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, то
есть значение в жизни человека и общества;
• приобрести навыки общения через
выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего
отношения в творческой художественной
деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих
товарищей;
• приобрести знания о роли
художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в создании среды жизни
и предметного мира;
• сформировать представления и
деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и
кино);
• научиться анализировать
произведения искусства, обрести знание конкретных произведений выдающихся
художников в различных видах искусства; научиться активно использовать
художественные термины и понятия;
• овладеть опытом самостоятельной
творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества,
умение взаимодействовать в процессе совместной художественной
деятельности. Полное календарно-тематическое планирование по ИЗО для 4 класса можно скачать с сервера.
Смотрите так же
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс
Рабочая программа по трудовому обучению 4 класс
Рабочая
программа по русскому языку 4 класс 2010-2011г Рабочая программа по математике 4 класс 2010-2011г |