Литературное чтение
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая
программа по предмету «Литературное чтение» 4 класс создана на основе
федерального компонента государственного стандарта начального общего
образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного
стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного
процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Общая характеристика учебного предмета
Литературное
чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.
Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует
общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного
чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной
школы.
Специфика
начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с
русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс,
в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием
и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по
совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста,
формированию читательской самостоятельности.
Рабочая
программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику
обучения, которые строятся на основе ведущих принципов:
художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический
принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения и поэтому в круг
чтения младших школьников вошли художественные тексты. Внимание детей
привлекается к тому, что перед ними непросто познавательные интересные тексты,
а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство
окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты,
учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к
действительности.
Литературоведческий
принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе
литературного произведения, выдвигая на первый план художественный образ. Слово
становится объектом внимания читателя и
осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через
который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
Коммуникативно-речевой
принцип нацелен на развитие речевой культуры обучающихся, на формирование и
развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является
навык чтения. Задача урока литературного чтения заключается в интенсивном
развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы
чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее
во внутреннем плане.
Основные содержательные линии
В рабочей
программе по литературному чтению 4 класс представлено 5 основных
содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает
перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в
начальной школе: П. П. Ершов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, А.
П. Чехов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Е. А. Баратынский, А. Н. Плещеев, И. С.
Никитин, Н. А. Некрасов, И. А. Бунин, В. Ф. Одоевский, В. М. Гаршин, П. П.
Бажов, С. Т. Аксаков, Е. Л. Шварц, В. Ю. Драгунский, В. В. Голявкин, В. Я
Брюсов, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Д. Б. Кедрин, Б. А.Слуцкий, К. Булычев, Д. Свифт,
Г. Х. Андерсен, М.Твен, С. Лагерлеф и др.
Вторая
содержательная линия – техника чтения – определяет основное содержание
формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность, выразительность).
Первоначальное
литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные
литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за
время обучения: метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, ритмичность и
музыкальность стихотворной речи, жанры.
Формирование
умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует
содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника:
умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.
Виды
речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает
аудирование, говорение, чтение и письмо в их единстве и взаимодействии.
Рабочая
программа по литературному чтению состоит из следующих основных разделов: «Летописи,
былины, сказания, жития», «Чудесный мир классики», «Поэтическая тетрадь»,
«Литературные сказки», «Делу время, потехе час», «Страна детства», «Природа и
мы», «Родина», «Страна фантазия», «Зарубежная литература».
Цели обучения
Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение
следующих целей:
• овладение навыком
осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе
образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение
опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов
речевой деятельности;
• развитие художественно-творческих
и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении
художественных произведений, формирование эстетического отношения ребенка к
жизни и приобщение к классике художественной литературы;
• воспитание интереса к
чтению и к книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о
добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов
многонациональной России;
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на
изучение литературного чтения отводится 4 часа в неделю, из них 1 час в две недели - на внеклассное чтение. Всего на
изучение программного материала отводится 136
часов, из них 17 часов на уроки
внеклассного чтения. Рабочая программа «Литературное чтение» 4 класса
разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно
авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой
«Литературное чтение».
Для реализации рабочей программы
предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности
обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и
самостоятельная работа с текстом художественного произведения, работа со
схемами-опорами, заданиями, предложенными в учебнике. Большое внимание
уделяется развитию речи обучающихся. На уроках литературного чтения осуществляются
внутрипредметные и межпредметные связи с предметом «Музыка» и «Изо».
Общеучебные умения, навыки и способы
деятельности
В процессе освоения
предметного содержания литературного чтения обучающиеся должны приобрести общие
учебные умения, навыки и способы деятельности:
♦ правильно, осознанно,
достаточно бегло читать целыми словами, соотносить интонации с содержанием
читаемого текста;
♦ строить диалогическое и монологическое
высказывание на основе литературного произведения и личного опыта;
♦ описывать и сопоставлять различные объекты;
♦ самостоятельно пользоваться справочным
аппаратом учебника;
♦ развивать умение от чтения вслух к чтению
про себя;
♦ совершенствовать звуковую культуру речи;
♦ обучать правильному (орфоэпическому)
произношению слов при чтении;
♦ обучать чтению художественных произведений
по ролям;
♦ развивать умение планировать, а затем
анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью
высказывания;
♦ уметь пересказывать подробно, выборочно с
использованием приемов устного рисования и иллюстрации; самостоятельно делить
текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное;
♦ самостоятельно находить в тексте слова и
выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и
описания событий; сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их
поведения, чувств и мыслей действующих лиц;
♦ развивать умение воспринимать на слух
произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать
свое настроение в рисунках, совместном обсуждении услышанного;
♦ уметь узнавать и различать жанры
литературных произведений: сказка и рассказ, стихотворение и басня, загадка,
пословица, небылица, считалка, песня и прибаутка;
♦ уметь выполнять творческие задания по
придумыванию своего варианта развития сюжета, сказок, рассказов, переработка их
по предложенному варианту, по составлению миниатюрных произведений в стиле
какого-либо писателя;
♦ развивать умение воссоздавать художественные
образы во время чтения литературно- художественных произведения на основе
постоянного сопоставления, реалистического и образного описания предметов или
явлений;
♦ развивать умение чувствовать настроение
героя произведения, улавливать отношения автора к нему и к описываемым
событиям;
♦ размышлять над содержанием произведения,
уметь выразить свое отношение к прослушиваемому, сравнивать стихотворные
произведения, написанные на одну тему разными поэтами, и ряда стихотворений
одного и того же автора;
♦ коллективно или индивидуально создавать свой
вариант сюжета известных сказок;
♦ развивать умение сравнивать красоту природы
в разное время года, эмоционально отзываться на ее красоту, формировать свое
видение окружающего мира, уметь находить необычное в обычных предметах.
Результаты обучения
В конце 4 класса обучающиеся должны знать:
• наизусть не
менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
• названия,
темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также
литературных произведений классических писателей;
• не менее 6 –
7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2 – 3
крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной
ситуации можно, кстати, употребить их).
Обучающиеся должны уметь:
• осознанно,
бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения
не менее 90 слов в минуту;
• понимать
содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому
уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и
осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;
•
передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного,
выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его
возможное продолжение или завершение;
• использовать в речи средства интонационной
выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса,
темпоритм, логические и психологические паузы);
• составлять план к прочитанному;
• делать
подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;
• определять
тему и главную мысль произведения;
•
озаглавливать иллюстрации и тексты;
• вводить в
пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
•
выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые
описания;
• полноценно слушать; осознанно и
полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником
произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать о чем идет речь
в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими
доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
• ставить
вопросы к прочитанному;
•
самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему;
• оценивать
выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
Учащиеся
должны
• освоить
формы драматизации: чтение по ролям, произнесение реплики героя с
использованием мимики, живые картины (индивидуальные и групповые);
• принимать
участие в конкурсах чтецов;
• владеть
навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при
темпе громкого чтения не менее 80 слов в минуту;
• понимать
содержание прочитанного произведения, определять его тему.
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу:
Знать/ понимать:
♦ названия, основное содержание изученных литературных произведений, их
авторов;
Уметь:
♦ различать
элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
♦ читать осознанно текст художественного
произведения «про себя» (без учета скорости);
♦ определять тему и главную мысль
произведения;
♦ пересказывать текст (объем не более 1, 5
стр.);
♦ делить текст на смысловые части, составлять
его простой план;
♦ составлять небольшой монологическое
высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;
♦ читать стихотворные произведения наизусть
(по выбору);
♦ создавать небольшой устный текст на заданную
тему;
♦ приводить примеры произведений фольклора
(пословицы, поговорки, загадки, сказки);
♦ различать
жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки
народные и литературные;
♦ приводить примеры художественных
произведений разной тематики по изученному материалу;
использовать приобретенные знания и умения
в практической деятельности и повседневной жизни для:
♦ самостоятельного
чтения книг;
♦ высказывания оценочных суждений о
прочитанном произведении;
♦ самостоятельного выбора и определения
содержания книги по ее элементам;
♦ работы с разными источниками информации
(словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях). Полное календарно-тематическое планирование литературному чтению для 4 класса можно скачать с сервера.
Смотрите так же
Рабочая программа по трудовому обучению 4 класс 2010-2011г
Рабочая программа по русскому языку 4 класс 2010-2011г
Рабочая программа по математике 4 класс 2010-2011г
Рабочая программа по ИЗО 4 класс 2010-2011г
|