Пояснительная записка.
Статус документа
Рабочая
программа по русскому языку 4 класс создана на основе федерального компонента
государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в
целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных
особенностей младших школьников.
Общая
характеристика учебного предмета.
Примерная программа по русскому языку создана на
основе федерального компонента государственного стандарта начального общего
образования. Она разработа в целях конкретизации содержания образовательного
стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного
процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Обучение
русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы
обучения родному языку. Специфика начального курса русского языка заключается в
его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют
собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с
первоначальным литературным образованием
и обучением чтению.
Обучение
русскому языку в 4 классе основывается на усвоении существенных признаков
морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении
связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом
курс русского языка 4 класса представлен
как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и
являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Основной
целью обучения по русскому языку в 4 классе является формирование специальных
умений и навыков по разделам программы «Фонетика», «Синтаксис», «Морфология»,
большое внимание уделяется развитию устной и письменной речи, отработке навыков
безошибочного списывания, письма под диктовку, повышение уровня грамотности,
формированию общеучебных, коммуникативных умений на основе методик
коллективного способа обучения и навыков различного контроля (самоконтроля,
взаимоконтроля), а также развитию познавательных способностей и интересов
учащихся, воспитанию гражданских качеств младшего школьника.
Формирование чёткого, достаточно
красивого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые могут
проводиться как часть урока русского языка. Закрепление гигиенических навыков
письма, развитие мелких мышц и свободы движения рук, отработка правильного
начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности
письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над
группами букв в порядке усложнения их начертания.
Преобладание
работы над письменной речью (её развитие
у младших школьников отстаёт от развития устной речи на всём протяжении
начальной школы) требует проведения достаточного количества письменных
упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному.
Индивидуализации и дифференциации обучения.
Основные содержательные линии.
Языковой
материал представлен в программе следующими содержательными линиями и
определены стандартом начального общего образования.
В 4 классе орфография не
выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила
рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики.
Курс данной
программы включает систему грамматических понятий, относящихся к разделу «Морфология», глубже знакомит учащихся
с морфологическими признаками разных частей речи, а также с правилами,
определяющими написание слов (орфограммы), учит различать части речи, группировать, классифицировать по
определенным признакам, производить морфологические разборы частей речи. В
программе заложен материал по разделу «Синтаксис», усложняется и синтаксический разбор простых предложений,
изучается тема «Однородные члены предложения». Знания и умения по темам формируются постепенно, последовательно
и заканчиваются темой «Повторение».
Кроме
основных разделов программы отводятс17 часов на развитие речи обучающихся.
Цели
обучения
Изучение
русского языка в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
- развитие
речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в
соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
- освоение первоначальных
знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение
элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;
- овладение
умениями правильно писать и читать, участвовать в диалогах, составлять
несложные монологические высказывания;
- воспитание
позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства
сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение
познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою
речь.
- формирование
специальных умений и навыков по разделам программы.
Место предмета в базисном учебном плане.
Рабочая
программа 4 класса составлена на основе федерального компонента
государственного стандарта по государственной программе Т.Г. Рамзаевой из
расчета 5 часов в неделю, 170 часов в год. Каждый раздел темы имеет свою комплексно-
дидактическую цель, в которой
заложены специальные знания и умения, отводятся 17 часов на развитие речи.
Основными разделами программы являются
темы: «Повторение изученного», «Предложение с однородными членами», «Текст»,
«Имя существительное», «Имя
прилагательное», «Местоимение», «Глагол», «Повторение изученного за курс 4
класса». Всего 8 тем, которые расположены в
определенной последовательности. Содержание учебного материала каждой темы
имеет внутрипредметную связь.
Общеучебные умения, навыки и способы
деятельности.
Важную роль в
обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у
школьников 4 класса элементов учебной самостоятельности, умений эффективно
работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и
справочниками.
Для реализации рабочей программы на уроках
русского языка используются различные формы обучения: игровые, коллективные
способы обучения, фронтальный и всесторонний опрос знаний, умений обучающих.
Применяются различные средства обучения для повышения грамотности обучающихся и
оказанию различной помощи- карточки обучающего и развивающего характера,
таблицы, технологические карты, словари, схемы – опоры. Для организации
учебно-позновательной деятельности обучающихся но уроках русского языка
внедряются новые педагогические технологии: коллективные способы обучения, ИКТ,
модульное и проблемное обучения, осуществляется дифференцированный подход к
деятельности обучающихся.
В данной программе заложено одно из важных
дидактических условий, обеспечивающих усвоение знаний и сформированность
умений, - систематическая проверка и оценка. Для этого предлагаются различные
виды проверок (диктанты, Взаимодиктант, тесты,
работа по модульным карточкам, зачеты, сочинения,
изложения). Систематическое
использование входного контроля (снятие
обучаемости) и выходного контроля (уровень
обученности) по методике профессора
МГПУ П. И. Третьякова позволяет реализовать комплексно-дидактическую
цель, ранжированную на трех уровнях в каждом разделе.
Данная программа
обеспечивает развитие учебной деятельности учащихся, дает возможность учителю
переводить деятельность ученика с репродуктивного уровня до творческого,
позволяет углубленно изучать некоторые
темы программы, использовать дифференцированный подход к обучению и развитию
младшего школьника. Она ориентирована на формирование у детей целостного
представления о родном языке, морфологическом, морфемном и синтаксическом
строе, звукобуквенном составе, интонационном и лексическом богатстве.
Основные требования к знаниям и умениям
обучающихся.
К концу 4
класса обучающиеся должны знать:
·
признаки простого и сложного предложения;
·
признаки главных членов предложения) подлежащего
и сказуемого) и второстепенных (без употребления терминов);
·
признаки однородных членов предложения;
·
лексика – грамматические признаки имён
существительных, имён прилагательных, личных местоимений, глаголов;
·
признаки 1, 2, 3 –его склонения имён
существительных;
·
признаки 1 и 2 спряжения глаголов.
Обучающиеся
должны различать и сравнивать:
·
простое и сложное предложение;
·
главные и второстепенные члены предложения;
·
лексика – грамматические признаки изученных
частей речи;
·
типы склонений имён существительных, типы
спряжений глаголов.
Обучающиеся должны уметь:
·
производить синтаксический разбор предложения;
·
расставлять знаки препинания в простом и сложном
предложениях, в предложениях с однородными членами;
·
устно и письменно составлять предложения,
выражающие благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление;
·
разбирать по составу имена существительные,
имена прилагательные, глаголы неопределённой формы;
·
безошибочно и аккуратно списывать и писать под
диктовку тексты (75-80 слов) с изученными орфограммами в 1-4 классах (
безударные падежные окончания существительных и прилагательных, бездарные
личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения и т.д.)
·
правильно писать –ться, тся в глаголах, окончания глаголов 2-лица единственного числа,
слова с непроверяемыми написаниями.
Требования к
уровню подготовки выпускника.
В результате изучения русского языка обучающиеся
должны
знать:
•
значимые части слова;
•
признаки изученных частей речи;
•
типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
уметь:
•
анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова; части
речи, предложение;
•
различать произношение и написание слов;
•
находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);
•
без ошибок списывать несложный текст объемом 70-90 слов;
•
создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в
форме повествования и описания;
•
соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант – текст 75-80
слов);
• грамотно
и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст
(75-80слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные,
проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением;
звонкие и глухие согласные, разделительные ь и ъ, непроизносимые согласные, ь
после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами,
раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце
предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);
• производить разбор слов по составу:
находить окончание, выделять корень,
приставку, суффикс;
• подбирать
однокоренные слова разных частей речи;
•
распознавать части речи, их грамматические признаки
(род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время
и число глаголов);
• изменять
имена существительные по числам;
• склонять
в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
•
изменять имена прилагательные по числам и родам в
соответствии с числом и родом существительного;
•
изменять глагол по временам (простые случаи) и в
прошедшем времени - по родам;
• распознавать
и употреблять в тексте синонимы, антонимы;
•
устанавливать по вопросам связь между словами в
предложении, вычленять словосочетания;
• распознавать
главное и зависимое слово в словосочетании;
•
производить синтаксический разбор предложений:
определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и
второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
• интонационно
правильно произносить предложения;
• писать изложения в 60 - 75 слов по коллективно
(или самостоятельно)
составленному плану;
• определять
тему и основную мысль текста;
• делить
текст на части, соблюдать красную строку;
• устанавливать
связь между частями текста;
• устанавливать
связь между предложениями в каждой части текста;
• озаглавливать
текст с опорой на тему или его основную мысль;
• распознавать
текст - повествование, описание, рассуждение;
• писать (после предварительной подготовки)
сочинение повествовательного
характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;
• составлять устный ответ - рассуждение.
Использовать
приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
•
адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и
сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
•
работы со словарем (алфавит);
• соблюдения орфоэпических норм;
•
создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей
младшего школьника тематике;
•
овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного
общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо
другу). Полное календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4 класса можно скачать с сервера.
Смотрите так же
Рабочая программа по ИЗО 4 класс 2010-2011г
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс 2010-2011г
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс 2010-2011г Рабочая программа по математике 4 класс 2010-2011г
|