Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая
программа по предмету «Трудовое обучение» в 4 классе создана на основе
федерального компонента государственного стандарта начального общего
образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного
стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного
процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Общая характеристика учебного предмета
Деятельностный
подход к построению процесса обучения по трудовому обучению является основной
характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует формированию
у обучающихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего
мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет
сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения
и навыки.
Обучение
школьников строится с учетом освоения конкретных технологических операций в
ходе создания изделий из различных материалов (деталей конструктора) и
овладения первоначальными умениями проектной деятельности. Виды практической
деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными
особенностями обучающихся и построены на основе постепенного увеличения степени
технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности
проявления обучающимися творческой инициативы и самостоятельности.
При
отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют
социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная
значимость создаваемых изделий.
Характерными
особенностями учебного предмета «Трудовое обучение» в 4 классе являются:
- практико-ориентированная
направленность содержания обучения;
- применение знаний
полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для
решения технических и технологических задач;
- применение
полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых
обязанностей.
Независимо
от технологической направленности обучения, программой предусматривается
обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями
и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по
изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора. В рабочую
программу включено новое содержание – обучение работе на компьютере, что
позволяет развивать у младших школьников начальные умения использования
различных информационных технологий. Трудовое обучение в начальных
классах ставит целью сформировать у ребенка умение самостоятельно
ориентироваться в любой работе, то есть учебная трудовая деятельность
рассматривается как средство познания окружающего мира и своей роли в нем как
преобразователя.
Цель трудового
обучения будет достигнута, если ребенок на уроке труда займет позицию: «Я хочу
это сделать сам».
В задачу учителя входит не столько помочь
ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его
потенциал будет использован полностью. На уроке должна быть часть, направленная
на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической
работы, самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в
изделие. Теоретическая часть урока занимает по времени втрое меньше, чем
практическая.
Основные содержательные линии
С
учетом специфики данного учебного предмета в рабочей программе выделены четыре
содержательные линии, которые реализуют концентрический принцип изучения, дают
возможность постепенно углублять и расширять программный материал:
«Общетрудовые знания, умения и способы деятельности», «Технология изготовления
изделий из различных материалов (опыт практической деятельности)», «Домашний
труд», «Практика работы на компьютере».
Содержание рабочей
программы разделено по компонентам деятельности.
Первый раздел
«Учимся
размышлять» определяет содержание и характер
совместной работы учителя и
учащегося по осознанию практической деятельности: это анализ конструкции
изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении
и правилах безопасной работы. Второй раздел программы «Готовимся
к практической работе» предусматривает перечень самостоятельных и
коллективных действий по подготовке рабочего места, отбору нужного количества
материала и по чтению инструкционной карты, обеспечивающей возможность обойтись
без помощи учителя при изготовлении изделия.
Третий раздел «Учимся
выполнять новые операции» и четвертый «У нас получаются красивые
изделия» определяют круг операций, осваиваемых на уроках, и перечень
рекомендуемых изделий.
Последний раздел
«За год мы узнали новые слова» является своеобразным справочником –
контролером для учителя, организующего на уроке труда усвоение терминов, причем
все перечисляемые слова вводятся в урок не на уровне определения, а на уровне
распознавания по смыслу.
Полное календарно-тематическое планирование по трудовому обучению для 4 класса можно скачать с сервера.
Смотрите так же
Рабочая программа по ИЗО 4 класс 2010-2011г
Рабочая
программа по литературному чтению 4 класс 2010-2011г
Рабочая
программа по русскому языку 4 класс 2010-2011г
Рабочая программа по математике 4 класс 2010-2011г
|