Четверг, 02.05.2024, 12:28
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт для учителей и родителей

Меню сайта
Категории раздела
Внеклассные занятия [6]
Классные часы [3]
Работа с одаренными детьми [1]
Занятия, олимпиады, проекты
Работа со слабоуспевающими учениками [8]
Занятия, дидактические материалы
Праздники [20]
Тематические, календарные
Игры [4]
Форма входа
Наш опрос
Нужно ли сделать сайту рекламную листовку, для продвижения его по школам?
Всего ответов: 230
Проголосуй за наш сайт

Каталог статей


Главная » Статьи » Внеклассная работа » Внеклассные занятия [ Добавить статью ]

Проект: «Кто такой Петрушка»
Паспорт проекта

Тема проекта:
«Кто такой Петрушка»

Автор проекта: учащиеся 4 В класса

Актуальность исследования: На Руси широко и весело встречали общенародные праздники – Рождество, Масленицу, Пасху, Троицу и другие. В эти праздничные дни во многих городах и селах устраивали ярмарки и гулянья. В специально отведенных местах возводились целые увеселительные городки с балаганами, каруселями, качелями, а зимой – и с ледяными горками. Главным героем праздников был Петрушка - любимец взрослых и детей. 

Цель проекта: Выяснить, кто такой Петрушка?

Задачи проекта: 
 узнать где и когда появился Петрушка;
 выяснить происхождение его имени, внешности, голоса, какие сцены входят в состав комедии;
 определить его родство с иностранными персонажами кукольных театров;
 представить теоретический материал в виде альбома рисунков детей начальной школы.

Гипотеза исследования:
В России прошлого века комедия о Петрушке не знала себе равных среди других типов кукольного театра по степени популярности у простого населения по широте распространения (от Петербурга до Сахалина и от Архангельска до северного Кавказа), по злободневности, остроте и убийственной силе смеха. Петрушка осознавался главным и едва ли не единственным героем русского кукольного театра.
В чем сила этого персонажа?

Методы исследования:
• изучение литературных источников (справочно-энциклопедической литературы);
• изучение материала интернет - ресурсов по теме исследования;
• создание альбома детских рисунков;
• анкетирование учащихся 4 «В» класса.

Реализация проекта
Все дети любят ходить на цирковые представления. Там больше всего им нравятся клоуны. На них никто и никогда не обижаются, если они даже подсмеиваются над кем - нибудь. Я об этом поговорил с мамой, и она мне рассказала, что давно был такой сказочный персонаж – он всех высмеивал, но его за это не ругали. Все очень любили эти представления. Это был – Петрушка. Ребятам нашего класса захотелось узнать кто такой Петрушка? Мы разбились на группы. Каждая группа выполняла свою работу:
информационная (Жабина Виктория, Спицына Анастасия, Муратов Данила, Беляев Владимир, Мешкова Надежда)
презентационная (Жабина Виктория, Спицына Анастасия,Кустов Дмитрий, Савин Кирилл) 
творческая (Тулупова София, Уваров Никита, Карпова Анна) 
оформительская (Мешкова Надежда)
 
Петрушка — один из персонажей русских народных кукольных представлений. Изображается в красной рубахе, холщовых штанах и остроконечном колпаке с кисточкой; традиционно Петрушка — это кукла-перчатка. ПЕТРУШКА, "прозвище куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке; зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп" (В.Даль).

В эпоху Петра I в городах России резко увеличилось количество ярмарок (ярмонки). Ярмарки устраивались перед большими праздниками. Праздники включают элементы и формы различных традиций, сфер быта, культуры и искусства. Средние слои горожан участвуют в формировании своего площадного искусства. На ярмарки стекались народные увеселители. Они возводили трактиры, карусели, качели, цирковые и театральные балаганы, позднее – эстрады. Ярмарочная площадь стала местом различных массовых развлечений и забав. 

Особой популярностью на ярмарках и народных гуляньях пользовались петрушечные представления. Они являлись формой городского зрелищного фольклора. 

Мы проанкетировали своих бабушек и дедушек: видели они или слышали от своих бабушек о ярмарочных представлениях? 
Кто из ровесников знает кто такой Петрушка?

Внешность Петрушки отнюдь не русская: у него преувеличенно большие руки и голова, она обработана специальной растительной жидкостью, отчего выглядит более тёмным; большие миндалевидные глаза и огромный нос с горбинкой, совершенно белые глазные яблоки и тёмная радужная оболочка, за счёт чего глаза Петрушки кажутся чёрными, огромный нос, горб или два горба – спереди и сзади, выступающий подбородок, дурацкий колпак на голове и т.п. Одет Петрушка бывал в красную сорочку или красный кафтан, брюки заправлены в лаковые сапожки. Иногда его наряжали на манер арлекина (одежда из цветных лоскутков) или клоуна (воротник с бубенчиками и пр.). 
Голос Петрушки отличался особым тембром и высотой, для этого в разговоре за него кукольники использовали специальное приспособление – говорок, пищик. Как сообщал один из корреспондентов П.Н. Тиханова, это – «маленький снаряд, состоящий из двух костяных пластинок, внутри которых укреплена узкая полоска полотняной тонкой ленточки».

До XIX века Петрушка не имел постоянного имени, его чаще всего называли: «Иван Ратютю» или «Иван Рататуй». А нынешнее имя Петрушка получил из одной бытовой сценки с городовым, где тот требовал от него паспорт, на что наш герой отвечал: «Да, есть! По пашпорту я Пётр Иванович Уксусов!». Так просто он и получил свое нынешнее имя Петрушка, как производное от имени Пётр. Песня «Петрушка» автор Брамс. 

Петрушка является младшим родственником гораздо более старших: итальянского Пульчинеллы, французского Полишинеля, английского Панча, турецкого Карагёза, немецкого Гансвурста, испанского Дона Кристобаля и других, — притом, что все они являются театральными куклами-марионетками и управляются с помощью нитей. Единственный аналог Петрушки по технике вождения — кукла-перчатка Гиньоль, появившаяся в Лионе в начале XIX века. 

Для передвижного фольклорного театра специально изготавливались легкая ширма, куклы, миниатюрные кулисы и занавес. Петрушка бегал по сцене, его жесты и движения создавали видимость живого человека. 
Состав действующих лиц комедии достаточно широк и пестр – солдат, барин, цыган, невеста, доктор, квартальный и др. Сохранившиеся материалы позволяют говорить примерно о 50 персонажах, хотя в действительности у каждого кукольника имелось не более 20 – 25 кукол, а в представлении участвовали далеко не все из них.

В состав комедии могли входить следующие сцены: 

Выход Петрушки. Представление начиналось с того, что из-за ширмы раздавался хохот, пение, шум и затем стремительно выскакивал петрушка. Он здоровался с собравшимся вокруг его ширмы народом, поздравлял всех с праздником, заводил разговор на какую-либо злободневную тему, задавал вопросы, шутил.

Женитьба. Поговорив с публикой, Петрушка обращался к музыканту и сообщал ему о своем намерении жениться. Музыкант просил привести невесту, расспрашивал о приданом. Появлялась невеста, Петрушка ее расхваливал, а музыкант всегда находил в ней изъян: с его точки зрения, она курноса, «хрома на один глаз», т.п. Петрушка сердился, просил музыканта сыграть что-нибудь веселое, танцевал со своей избранницей и затем провожал ее «домой», за ширму.

Покупка лошади. Петрушка задумывал купить лошадь. Едва он успевал сказать об этом музыканту, как тут же появлялся цыган и предлагал отличного коня.
Цыган — кукла в красной рубахе— заламывает огромную цену После долгой торговли Петрушка отправляется за задатком, но возвращается с палкой и колотит цыгана, который убегает или падает убитым от слишком большой порции «березовых денег».

Испытание лошади. Петрушка рассматривает лошадь, пытается сесть на нее, влезает задом наперед и падает, сброшенный норовистой покупкой.

Лечение. Петрушка, лежа на земле, громко стонет, кричит, зовет доктора. Появляется доктор, одетый во все черное, с огромными очками. В конце концов Петрушка колотит доктора.

Встреча с иностранцем. Чаще всего в роли иностранца выступает немец. Петрушка учит его говорить по-русски или сам пытается объясниться по-немецки. После нескольких неудачных попыток понять друг друга, герои дерутся, Петрушка одерживает верх, прогоняет, а чаще убивает немца.
Обучение солдатским приемам. На сцену является солдат, объявляет о приказе взять Петрушку на службу и начинает учить его солдатской науке. Центральным моментом сцены является эпизод комического выполнения Петрушкой команд солдата, где также широко используется игра на слуховых омонимах:
Капрал. Вот тебе ружье. [...] Держи!
Петрушка. Держу.
Капрал. Смотри!
Петрушка. Смотрю.
Капрал. Слушай!
Петрушка. Скушаю.
Капрал. Не кушать, а слушать. Держи ровно!
Петрушка. Что такое? Матрена Петровна?
Капрал. Не Матрена Петровна, а держи ровно! Какая тебе Матрена Петровна? Какой ты бестолковый.
Петрушка. Давай, беру целковый, поди да принеси...
Когда это занятие надоедает Петрушке, он избавляется от своего «учителя» как всегда с помощью дубинки.

Сцена с отцом убитого. Отец солдата, немца или приятеля выходит на сцену, видит убитого Петрушкой сына и начинает плакать над ним. Выскакивает Петрушка и убивает его.

Служба у барина. Петрушка объявляет музыканту, что вынужден поступить в услужение, так как окончательно «промотался», или же барин сам приглашает его к себе и назначает жалованье -- «первый месяц... пуд мякины, на второй месяц -- четверть гнилой рябины». Договорившись о плате, барин посылает нового слугу ставить самовар. Через какой-то промежуток времени Петрушка появляется и сообщает, что «самовар убежал». Глупый барин понимает это в прямом смысле и удивляется, как может самовар бегать.

Драки, танцы.

Встреча с приятелем.

Похороны.

Финал. Особого внимания заслуживает заключительная сцена «Петрушки». В подавляющем числе дошедших вариантов герой попадает в лапы барбоса, шавки, черта, домового, которые уносят его вниз, тем самым ставя точку в представлении.

- Ой, музыкант, заступись, пожалуйста, — гнусаво вопил Петрушка — Прощай, ребята! Прощай, жисть молодецкая!… Уй-юй-юй!… Пропала моя головушка удалая, пропала вместе с колпачком и с кисточкой!… Мое почтение!… До следующего представления!…».

Далеко не все перечисленные сцены присутствовали в каждом спектакле.

Театр «Петрушки» не знал декораций. Из бутафорских принадлежностей основной и часто единственной была палка, которой Петрушка бил своих недругов. Для создания шумовых эффектов использовали специальную дубинку-трещотку. Палка выступала и как заменитель какого-либо упоминаемого по ходу действия предмета: она имитировала ружье, скрипку, ружье и т.п.

Сценку о покупке лошади и лечение Петрушки мы решили поставить.
Сохранилось много описаний этих уличных ширмовых представлений. В конце XIX века петрушечники обычно объединялись в пары с шарманщиками. С утра до позднего вечера ходили кукольники с места на место, повторяя за день помногу раз историю похождений Петрушки - она была невелика, и все представление длилось 20-30 минут. Актер таскал на плече складную ширму и узел или сундучок с куклами, а музыкант - тяжелую, до тридцати килограммов, шарманку.

С наступлением XX века "Комедия о Петрушке" начинает быстро разрушаться. Причин для этого было более чем достаточно. Прежде всего, этому способствовал предельно жесткий контроль властей, доходивший до прямых гонений и запретов. Положение Петрушки еще более ухудшилось, когда началась первая мировая война. Голод и разруха охватили Россию; народу было не до развлечений, и Петрушка катастрофически быстро терял своих зрителей. Чтобы заработать на кусок хлеба, кукольники все чаще начинают играть свою комедию перед "благовоспитанной" детской аудиторий. Их приглашают на детские праздники, новогодние елки; летом они ходят по дачам. Естественно, что в таких условиях текст и действие многих сцен неизбежно менялись. Петрушка становился почти пай-мальчиком. Теперь он размахивал дубинкой и просто разгонял своих врагов, разговаривал вежливо. Исчезла простонародная речь, а вместе с ней и индивидуальность хулигана-балагура, на которого сбегался и стар и млад.

При всем при том, комедию с использованием этого известного во всём мире образа, сейчас играют очень многие театры. Ведь Петрушка был и остается символом "русского характера".

Вывод
Исследование подтвердило вывод, что в России прошлого века комедия о Петрушке не знала себе равных среди других типов кукольного театра по степени популярности у простого населения по широте распространения (от Петербурга до Сахалина и от Архангельска до северного Кавказа), по злободневности, остроте и убийственной силе смеха. Петрушка осознавался главным и едва ли не единственным героем русского кукольного театра.


Литература
  1. Энциклопедия «Кругосвет»
  2. Петрушка. Уличный театр. [М., 1918] Симонович-Ефимова Н.Я.
  3. Записки петрушечника. М. — Л., 1925 Смирнова Н.И.
  4. Материалы интернет - ресурсов.
К проекту прилагается презентация



Источник: http://Энциклопедия «Кругосвет» Петрушка. Уличный театр. [М., 1918] Симонович-Ефимова Н.Я. Записки петрушечника. М. — Л., 19
Категория: Внеклассные занятия | Добавил: Елена (22.10.2011)
| Автор: Ухватова Наталья Егоровна E W
Просмотров: 9789 | Теги: выяснить, кто такой Петрушка? | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Грамота
Словари русского языка
www.gramota.ru
 
Погода
Яндекс.Погода
Гороскоп

Кто вы по календарю майя?


elenasadigova © 2024