«Творения природы совершеннее творений искусства»Цицерон
Цель:расширение
кругозора учащихся, создание условий для воспитания бережного отношения к
животным, формирования ответственности за сохранение окружающей природы.
Оформление зала:выставка литературы «Удивительный мир
животных»; выставка изготовленных учащимися плакатов «Хранить, беречь и
множить»; выставка поделок из природных материалов.
Правила проведения игры
Участники
игры стоят за спинками стульев, на которых приклеены номерки (по числу
игроков). У каждого на сиденье стула лежат таблички с цифрами 0, 1, 2, 3, 4, 5,
6. На полу мелом нарисовано пять «ступенек». В первом туре ведущий задает
вопрос, а игроки поднимают табличку с номером правильного, на их взгляд,
ответа. Если игрок отвечает правильно, он продвигается на одну «ступеньку»
вперед. Одновременно в игре участвует «группа поддержки» – шесть игроков с
такими же номерами, которые сидят за столом. Перед ними также находятся
таблички с цифрами. Если игрок за столом отвечает правильно, то ассистент
ведущего прикрепляет скотчем вырезанную из бумаги звезду к спинке стула игрока
с таким же номером. Во второй тур выходят шесть игроков. В третьем туре –
играют три игрока. Победитель имеет право произнести «тронную речь», т.к. наступил
его «звездный час», а также в честь победителя исполняется номер художественной
самодеятельности и ему вручается грамота. Во время «тайм-аута» исполняются
стихи и песни о животных или проводится викторина для зрителей.
Первый тур.Отборочный
1. Как в старину называли кабана? (Вепрь.)
2. Охотники вопреки запрету? (Браконьеры.)
3. Метание икры рыбами? (Нерест.)
4. Крупный морской моллюск? (Осьминог.)
5. Комнатная декоративная собака? (Болонка и т.п.)
6. Хозяйство пчеловода? (Пасека.)
7. Периодическая смена наружных покровов у животных? (Линька.)
16. Какие птицы прилетают к нам первыми? (Грачи, скворцы.)
17. Какие звери летают? (Летучие мыши.)
18. Как иначе называется бегемот? (Гиппопотам.)
19. Охраняемый жук Подмосковья с названием животного? (Жук-олень.)
20. Вымершее млекопитающее отряда хоботных? (Мамонт.)
Второй тур.«Все о животных»
На
столе лежат рисунки (или фотографии) под номерами: № 1 – лягушка; № 2 –
медведь; № 3 – черепаха; № 4 – аист; № 5 – голубь; № 6 – лиса. Нужно
определить, о каком животном идет речь.
1. Африканская родственница этого
земноводного называется голиаф и достигает в длину 40 см. (№ 1.)
2. В Европе водится три вида этих
пресмыкающихся, длина тела у них достигает 30 см. На Галапагосских островах эти
пресмыкающиеся достигают 110 см в длину и 60 см в высоту. (№ 3.)
3. В Африке живет родственник этой
птицы – марабу. В Европе чаще встречается белый, редко – черный. (№ 4.)
4. Эти животные, в отличие от
других хищников, питаются не только мясом, они также едят траву и ягоды. (№ 2.)
5. Наиболее известный вид из
семейства волчьих, неприхотлив к окружающей среде и хорошо приспосабливается к
изменяющимся условиям жизни. (№ 6.)
6. В мировой фауне этих птиц
насчитывается 50 видов. Розовый вид с острова Маврикий находился на грани
исчезновения, но был спасен благодаря вольерному разведению. (№ 5.)
Тайм-аут.Викторина для зрителей «Рекорды в мире
животных»
За каждый
правильный ответ зрители получают жетон. Зритель, набравший наибольшее
количество жетонов, имеет право подарить один балл любой команде по своему
выбору. После ответа на вопрос ведущий может показывать зрителям фотографии или
рисунки с изображением животных, о которых идет речь, и рекомендовать
литературу из имеющейся на выставке, из которой можно больше узнать о данном
животном.
1. Какие из вымерших животных были
самыми крупными? (Бронтозавры. Длина
тела – 20 м, масса – 50 т.)
2.Назовите самое тяжелое из летающих насекомых. (Жук-голиаф. Вес – до 100 г.)
3.Какое морское животное имеет самую большую
массу тела? (Синий кит. Длина тела – до
35 м, масса – 130 т.)
5. Какое животное самое быстроногое
из всех двуногих? (Страус, скорость бега
– до 72 км/ч.)
6. Какое животное самое высокое? (Жираф. Рост – до 6 м.)
7. Какой хищник быстрее всех
бегает? (Гепард. Скорость бега – 105–112
км/ч.)
8. Назовите животных-долгожителей. (Черепаха –150 лет, осел – 100 лет, слон –
70 лет.)
9. У какой птицы самая большая
скорость полета? (Сокол-сапсан. Скорость
– до 350 км/ч.)
Третий тур.«Кто больше?»
Участники
игры по очереди шагают вперед, на каждый шаг называют животное. Повторяться и
пропускать ход нельзя.
Четвертый тур.«Домашние животные»
Ведущий
зачитывает вопросы, игроки поднимают табличку с номером ответа, под которым
названо животное.
1. Три с половиной тысячи лет тому назад царь Кипра
послал египетскому фараону Аменхотепу письмо, которое начал он традиционным
пожеланием: "Желаю здоровья Вам, Вашей семье и Вашим…” Далее в письме следовало
название домашнего животного. Какого? (Лошади.
Такое вступление в официальном документе совсем неудивительно: ведь лошадь с
древних времен играла важнейшую роль в жизни человека.)
2. Первоначально, когда человек только начал
одомашнивать этих животных, они предназначались на мясо. Испанские завоеватели
встретили этих животных в Центральной Америке совершенно без шерсти. Мексиканцы
откармливали их и ели. Со временем их стали использовать и в других целях.
Сейчас эти животные служат в цирке, участвуют в научных экспериментах и даже
принимали участие в освоении космоса. (Собака.)
3. Известно, что обезьяна по умственным способностям не
уступает собаке. Они занимают первое место после человека. Какое животное
занимает второе место? Известно, что органы этого животного используют в
лечении опасных заболеваний человека. Болеет оно теми же болезнями, что и
человек. Лечить его можно теми же лекарствами, что и человека. (Свинья.)
4. Это животное за 40 м чувствует куропаток и другую
пернатую дичь. А так же обнаруживает человека под толстым слоем снега. Теперь
их даже тренируют для обнаружения на таможнях наркотиков. Любят слушать музыку.
Молоко этого животного по своему составу близко к молоку женщины. Лучший
желудочный сок, который прописывают врачи – сок этого животного. (Собака.)
5. Об этих животных в священной книге древних персов
"Зену-Авеста” записано: "В них наша сила, в них наша потребность, в них наша
пища, в них наша одежда, в них наша победа”. (Корова. Во многих местах Индии она считается священным животным. Там
даже существует закон, запрещающий убивать корову.)
6. В старых арабских медицинских книгах упоминается, что
о бодрящих свойствах кофейных зерен люди узнали по подсказке каких-то домашних
животных. Монах одного из эфиопских монастырей подметил, что в те дни, когда
эти животные паслись там, где росли кофейные кусты и деревья, они становились
особенно оживленными и игривыми. Монах попробовал есть плоды кофе: т.к. ему
приходилось как и прочим монахам принимать участие в ночных бдениях. И что же?
Сон отступил. Вскоре его опыту последовали другие монахи, а затем этот опыт
вышел за пределы монастыря. Какие домашние животные подсказали монахам о
бодрящих свойствах кофе? (Козы.)
7. Это животное помогло французскому исследователю
Бернару Куртуа сделать важное открытие – выделить в чистом виде йод,
неизвестный в те времена. (Кот. Когда Б.
Куртуа завтракал за своим рабочим столом в химическом кабинете, на его плече
восседал любимый кот. Неожиданно он спрыгнул на стол и разбил склянки с
реактивами. Хранившиеся в них жидкости смешались, и в результате реакции в
воздух поднялись фиолетовые клубы пара. Когда они осели, Куртуа заметил на
соседних предметах кристаллический налет – это и был йод.)
8. Племена папуасов, проживающие на Новой Гвинее, чтят
культ этого животного. Их воспитывают, как членов семьи, обращаются к ним по
имени, кладут спать рядом с собой, гладят, ласкают и плачут, когда животное
заболело. Кормят лучшими блюдами со своего стола. (Свинья.)
9. Во Франции этих животных хотят использовать для
борьбы с лесными пожарами, которые ежегодно уничтожают огромные лесные массивы
на юге страны и на Корсике. В Новой Зеландии жир этого животного используют в
качестве добавки к дизельному топливу. На этой смеси уже работают грузовики и
трактора. (Это овцы (козы) "Вернемся к
нашим баранам, если мы хотим сохранить леса” – призывает в наши дни французская
газета "Монд”. Очищая лес от растительности первого и второго ярусов (травянистых
и кустарниковых растений) овцы являются в какой-то степени его "санитарами”.
Нельзя, чтобы пастбища зарастали кустарниками, готовыми вспыхнуть в любой
момент.)
10.Во многих странах эти животные заслужили плохую
репутацию. У иудеев существовал обычай – вымещать на них свои грехи. Животное
били, проклинали и с молитвами изгоняли в пустыню. В средние века считалось,
что это животное связано с нечистой силой. А вот в Норвегии животное занимает
особое положение в обществе. Под Новый год в костюме этого животного кто-то из взрослых раздает
детям подарки. (Коза.)