Воскресенье, 22.12.2024, 21:54
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт для учителей и родителей

Меню сайта
Категории раздела
Уроки обучения грамоте [15]
Уроки, дидактические материалы, статьи
Уроки русского языка [13]
Уроки, дидактические материалы, статьи
Уроки математики [7]
Уроки, дидактические материалы, статьи
Уроки литературного чтения [11]
Уроки, дидактические материалы, статьи
Уроки окружающего мира [6]
Уроки, дидактические материалы, статьи
Уроки трудового обучения [5]
Уроки, дидактические материалы, поделки
Уроки изобразительного искусства [0]
Уроки ИЗО, раскраски
Уроки информатики [2]
Основы безопасности и жизнедеятельности [2]
Уроки, игры по ОБЖ
В союзе с психологией [12]
Занятия, статьи, советы
Логопедия [2]
Уроки, логопедическая помощь
Календарно-тематическое планирование [1]
Повышение квалификации [3]
Советы педагогам [3]
Тесты [2]
Проверяются ЗУН учащихся
Форма входа
Наш опрос
Как часто Вы пишите поурочные планы для каждого урока?
Всего ответов: 514
Проголосуй за наш сайт

Каталог статей


Главная » Статьи » Преподавание в начальной школе » Повышение квалификации [ Добавить статью ]

Обобщение педагогического опыта

Алгоритм описания опыта инновационно-творческой деятельности учителя

1. Наименование опыта. (Отражает, что именно является (было) предметом преобразования в ходе инновационной деятельности.) 

2. Вопрос, вызвавший затруднение в практике педагогической деятельности, на решение которого направлена инновационная деятельность. (Для чего организуется инновационный процесс, решение какой задачи преследует?) 

3. Мотив к инновационной деятельности. (Что конкретно побудило к преобразованию педагогической деятельности?) 

4. Концептуальная идея инновации. (Описывается основной замысел, суть инициативы. Формулируется главная содержательная идея, дается ее краткое обоснование.) 

5. Актуальность инновации. (В чем выражается запрос практики, у каких субъектов отмечается заинтересованность в реализации инновации?) 

6. Имеющиеся у инновации культурно-исторические аналоги, предшествующий опыт и теоретические предпосылки. (Какие теоретические идеи лежат в основе данного опыта или проекта, какой имеющийся педагогический опыт был использован?) 

7. Степень новизны. (Насколько оригинальна данная инновация? Является ли она проявлением инициативы учителя или отвечает на запрос администрации учреждения? Какова роль автора в разработке инновационного опыта или проекта?) 

8. Методическая идея. (Какие педагогические методы, формы, методические приемы используются в данном опыте или проекте? В чем заключается основное содержание преобразования педагогического взаимодействия? Как изменяются способы коммуникации учителя и ученика, система их взаимоотношений?) 

9. Содержание и этапы реализации. (Какие действия были осуществлены автором опыта или планируются в проекте. Какие этапы реализации инновации можно выделить. В чем назначение и основное содержание каждого из этапов.) 

10. Необходимые для реализации проекта (распространения опыта) средства. Описание условий, в которых может быть реализован, использован опыт, проект. 

11. Ожидаемый (полученный) результат. Средства контроля полученного результата и критерии его оценки. (Вид полученного результата. На что нацелен опыт? Какие диагностические методики используются?)


Обобщение педагогического опыта

Педагогический опыт –

1). творческое активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности.
Опыт педагогический подразделяется на исторический (результаты педагогической теории и практики, полученные на протяжении всей истории образования), массовый (результаты педагогической теории и практики, которые широко применяются в практике большинства учителей), передовой (характеризуется тем, что учитель получает лучшие результаты за счет усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса), новаторский (содержащий элементы новизны, открытия, изобретения, авторства).

2). результат педагогической деятельности учителя, отражающий уровень овладения им совокупностью профессиональных умений, самостоятельно используемых им при реализации стоящих перед ним педагогических задач.

3). дидактические системы, разработанные на основе теории, высокая эффективность которых была доказана в процессе педагогической практики.

Классификация педагогического опыта

Педагогический опыт можно классифицировать как: 

индивидуальный и массовый (коллективный); 
перспективный и бесперспективный;
реальный и потенциальный;
положительный и отрицательный;
передовой и устаревший;
новаторский;
творческий и репродуктивный;
стихийный и планомерно (целенаправленно) сформированный.

Рассмотрим данную классификацию подробно.

Реальный (состоявшийся, наличный) опыт отражает (фиксирует) прошлое, то что "имело место", было, уже прошло.
Потенциальный (возможный, вероятный) опыт всегда обращен в будущее, он предполагает, прогнозирует, предугадывает то, что может состояться, реализоваться или нет в зависимости от определенных обстоятельств.

Положительный (полезный, нужный) опыт требует развития, закрепления, поощрения.

Отрицательный (бесполезный, вредный) опыт требует исключения, препятствия его возникновению и развитию.

Передовой (прогрессивный) опыт содержит в себе нечто новое, в отличие от обычной практики и наряду с этим, обеспечивает эффективность учебно-воспитательного процесса. Передовой опыт выражается в высоких образцах деятельности учителя, добивающегося в типологических условиях наивысших результатов, не требуя при этом каких-либо координальных изменений
Устаревший опыт не имеет объективных показателей вне конкретных условий, так как то, что для одних педагогов и педагогических коллективов выступает как передовое, новое, для других - пройденный этап.

Новаторский (абсолютно новый, ранее неизвестный) опыт учителя оказавшийся настолько передовым, что обогатил педагогическую науку, т.е. общественное педагогическое знание. "Педагогическое новаторство - это специфическое явление, отличное от сложившегося массового опыта, в известной мере отрицающее сложившиеся традиции, старые или устаревшие приемы, формы, способы обучения и воспитания." (Советская педагогика. - № 11. - 1986).

Творческий опыт - синоним новаторского опыта. "В его основе - процесс и результат работы по созданию чего-либо нового, неизвестного прежде, следствие осуществления замыслов, идей, принципов, примеров в какой-либо области." (Советская педагогика. – № 4. - 1986). У новаторского опыта всегда есть автор - педагог или педагогический коллектив.

Стихийный опыт складывается спонтанно, сам собой, невозможно прогнозировать, где и когда он появится, при этом педагог, не осознавая того, получает в своей практике неожиданные результаты (положительные или отрицательные).

Планомерный опыт складывается целенаправленно, постепенно формируется, «выращивается», при этом педагог или педагогический коллектив последовательно реализуют свой замысел (теоретически обоснованный), по необходимости осуществляя коррекцию исходного замысла и накапливающегося опыта.

Тренажер
«Описание педагогического опыта»


Парамзина В.В. – ведущий научный сотрудник СИДО ПОИПКРО, 
Парамзина Л.И. – главный методист СИДО ПОИПКРО.

Тренажер служит для упражнения в подготовке автором описания педагогического опыта, в виде информационно-педагогического модуля.
При разработке тренажера использована информационная технология модульного отражения педагогической информации, разработанная авторским коллективом РИПЦ РАПКРО г. Москва (В. И. Журавлев, Елизаров А.А., Капитанская А.К, Юдина Е.П).

Информационно-педагогический модуль (ИПМ) – это краткое конструктивное описание информации, удовлетворяющее следующим требованиям:

логическая завершенность – т.е. информация должна носить целостный характер и описывать конкретную часть опыта, отнесенную к одной из педагогических категорий (принцип, метод, содержание образования и др.); 
информативность (информация должна быть достаточной для использования в практике без обращения к первоисточнику и дополнительным источникам);
популярность (язык записи ИПМ должен быть понятен педагогу любой квалификации).
Главная задача при составлении ИПМ – системный подход к отражению педагогической информации. Части-модули должны представлять не обрывки, а логически завершенные фрагменты опыта, научного исследования, определенным образом переработанные. 

При подготовке ИПМ, автор информации, специалист методической службы, структурирует обработку информации, отвечая на следующие вопросы:
Что это? (К какой педагогической категории относится?). 
Зачем? (Целевое назначение).
Как? (Технология, алгоритм).
Что это дает? (Каков результат?).
За счет чего? (Условия эффективности и противопоказания в применении).

Требования к оформлению документа:

1). Текстовый документ должен быть подготовлен в редакторе MS Word и сохранен в формате doc 

2). Документ должен иметь следующую структуру: 

Название документа
Назначение (цель) документа
Ф.И.О. автора документа (см. пункт 4,5)
Должность автора
Педагогический стаж автора
Ученая степень и звание автора
Место работы автора
Почтовый адрес, телефон,
E-mail образовательного учреждения
(контактная информация)
Страна
УДК документа
Фамилия И.О. переводчика
Фамилия И.О. редактора документа
Должность редактора
Место работы редактора
Аннотация (см. 6)
Текст документа (см. пункт 8-9)

3). Каждое поле документа (за исключением полей «Аннотация» и «Текст документа») должно быть оформлено в виде отдельного абзаца, заканчивающегося символом конца строки. Абзацы не должны содержать в себе символы конца строки (слова переносятся на другую строку автоматически).

4). Если документ был создан несколькими авторами, то поля ФИО автора документа, Должность автора, Педагогический стаж автора, Звания автора, Место работы автора, Контактная информация, Должность автора, Страна повторяются столько раз, сколько авторов участвовало в создании документа. При этом сначала указывается вся информация о первом авторе, затем о втором и т.д.

5). Фамилия, имя и отчество автора указываются только в этом порядке, полностью и не должны содержать точек.

6). Аннотация к документу может содержать произвольное количество абзацев и должна отделяться сначала и в конце пустыми строками.

7). Текст документа может содержать произвольное форматирование, допустимое в web-документах, а именно выделения текста шрифтом, цветом, использование верхних и нижних индексов; вставка формул, рисунков, графиков, схем и т.п.; вставка таблиц с постоянным количеством ячеек для всех строк.

8). Ключевые слова должны быть выделены в тексте документа полужирным шрифтом (bold).

9). Если текст документа является сложным, т.е. объединяющим несколько отдельных текстов документов, то поле «Текст документа» должно содержать только одно слово – «Состав:», за которым, начиная с нового абзаца, следует немаркированный список имен файлов, включенных в сложный документ.

10). Если какое-либо поле отсутствует, то вместо него в строке должен быть указан знак «–» (короткое тире).

Памятка по обобщению опыта учителя

Внимательно следите за научно-методической литературой, составьте библиографию литературы по интересующему Вас вопросу.

Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, темы сочинений учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за духовным развитием школьников. Отмечайте при этом Ваши сомнения, неудачи.

Выбирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в Вашей работе и работе Ваших товарищей. Целесообразно взять тему, которую Вы считаете наиболее важной и нужной, и постараться оформить ее как можно точнее, конкретнее.

Определите форму обобщения. Это может быть доклад, статья. Но можно обобщить опыт и по-другому. Например, привести в систему Ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных упражнений учащихся), сопроводив их краткими разъяснениями.

Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для Ваших выводов. Снова и снова уточните план; уже в нем должна быть отражена основная идея и логика изложения темы.

При написании доклада сначала набросайте черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать "наукообразно". Литературу используйте не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов.

Оценивайте практически свой опыт. Сообщая об успехах, не забудьте о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта - результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нем не показано, как растут и развиваются ученики.

Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений.

Работая над темой, советуйтесь с коллективом, со своими коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.

Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и т.д.).

Смотрите так же 

Аттестация пед. работников

Методические рекомендации по подготовке аттестационных материалов

Категория: Повышение квалификации | Добавил: Елена (03.11.2010)
| Автор: Елена Садыгова E W
Просмотров: 24515 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 3.2/10
Всего комментариев: 2
2 Ирина  
Очень хорошо. Только в некоторые постулаты можно побольше примеров

1 галина  
Спасибо за науку.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Грамота
Словари русского языка
www.gramota.ru
 
Погода
Яндекс.Погода
Гороскоп

Кто вы по календарю майя?


elenasadigova © 2024