1. Уметь ровно и глубоко дышать — владеть своим дыханием.
2. Уметь говорить звонко, громко, но без крику: так, чтобы тебя далеко было бы слышно.
3. Уметь говорить замедленно, протяжно — и быстро, но правильно.
4. Отчётливо выговаривать звуки и их сочетания,— чтобы каждый звук был хорошо слышен! Это дикция; помогут скороговорки. У некоторых детей не получаются звуки Л-Р, С-Ш, Й — надо научиться отчётливо произносить любой звук.
5. Понимать полностью то, что читаешь. Понимать характеры действующих лиц в рассказе, басне, сказке, понимать настроение поэта, написавшего стихотворение. Без ясного, глубокого понимания текста выразительное чтение не получится.
6. Уметь различать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобрительные, а также интонации перечисления, выделения, завершения, противопоставления и другие.
7. При чтении, при разговоре, особенно в выступлении со сцены,— видеть, как тебя слушают, понимают ли тебя, интересно ли твоему слушателю, не скучает ли он, не отвлекается ли.
8. Умение не теряться в случае неудачи, быть настойчивым, упорно работать над собой, над своим голосом, произносительными умениями, добиваться поставленной цели. Эффективные резервы
обучения чтению:
Частота
тренировочных упражнений: чтение короткими порциями, т.е. домашняя
тренировка, да и в классе тоже, 3-4 порции по 5 минут. Перед сном тоже!
Жужжащее
чтение: (основной элемент при обучении чтению в Павлышской школе В. А.
Сухомлинского) все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, не мешая
товарищу, каждый со своей скоростью в течение 5 минут.
Ежеурочные
минутки чтения: (школы Монголии) на каждом уроке, будь то математика,
природа, чтение русский язык, рисование, музыка – начинается с того, что дети
открывают книгу и 5 мин читают.
Чтение
перед сном
Режим
щадящего чтения: (для тех, кто не
любит читать) это такой режим, когда ребенок прочитает 1-2 строчки и после
этого кратко временный отдых. Очень хорошо подходят диафильмы.
Зрительные
диктанты: (разработал профессор И. Т. Федоренко)
Прием
стимулирования: в конце урока за 3-4 мин до конца проводится самозамер
скорости чтения: в течение 1 мин читаю текст каждый в своем темпе, вполголоса,
делают отметку, где закончили читать, подсчитывают кол-во слов и записывают
результат в спец. тетради.
Соревнование
между уч-ся, между звездочками, по группам и т. д.: 1-я группа – дети
читающие более 120 слов, 2-я группа от 80 до 120 слов, 3-я группа от 50 до 80 и
т.д.
Опыт
родителей.
Семейное
чтение.
Интересные виды чтения.
1. Чтение слов по типу «Поднимаемся по лесенке»
ра но ля му
2. Чтение слов по типу «Спускаемся с лесенки»
ма, ло ни ру
3. Прочитай слоги в любой строчке, столбике.
4. Прочитай слоги в строчке, столбике с интонацией радости,
печали, удивления, вопроса и т. д.
5. Пропой любую строчку, столбик на мотив любимой песенки
(«В лесу родилась елочка», «Про
кузнечика» и т.д.
6. Прочитай слоги, постепенно понижая голос до шепота,
повышая голос, начиная с шепота, и т. д.
7. Какая буква лишняя: а, у, ы, р, о, и, слоги: ма, ла, ра, ны, са.
Дидактические игры и игровые моменты
На уроках обучения грамоте при
звуковом анализе слов, на уроках русского языка при орфо графической работе
использую игру «Вертолина».
Игра проходит так. К доске
выходит ученик, вращает круг, какая буква выпадает в сектор, на эту букву
составляется слово.
Производится звуковой анализ
слова (это слово можно составить в кассах букв, на магнитной доске).
Игра во фразу. Эта игра ориентирована на формирование у детей
понимания последовательности слов в предложении.
Каждый ряд учащихся получает
листок с первым словом предложения, учащиеся по цепочка записывают по одному
слову так, чтобы получилось предложение.
Например, учитель записал слово зимой. Первый ученик читает это слово
и пишет свое
хорошо, второй — читает эти слова
и продолжает писать — кататься и т. д. Последний ученик возвращает листок учителю.
Предложение зачитывается вслух, производится смысловой и орфографический анализ
предложения и слов.
«Вырезки»: из старых газет, журналов вырезаются
отрывки статей, рассказов и т.д. их можно использовать на уроках обучения
грамоте, жужжащее чтение: на парте несколько таких вырезок. На уроках русского
языка6 найти существительные, имена собственные и т. д.
«Работа со словарями»!!!
- брать из дома или в библиотеке орфографические или другие словари и,
например, проходим букву В, дети, хорошо читающие находят слова на эту букву,
читают их, запоминают, составляют с ними предложения, объясняют значение
слова и т. д. А во 2-4 классах работа
усложняется.
Смотрите так же
Развитие техники чтения
Как учить стихи с ребенком? Практические советы.
|