Человек запоминает не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает. Поэтому для освоения каких-то умений, доведения их до автоматизма необходимо проводить не длительные по времени упражнения, а короткие, но с большой частотой. Полуторачасовые тренировки не дадут никакой пользы и даже подавят у ребёнка всякое желание читать. Гораздо лучше проводить их по 5 минут несколько раз в день и ещё перед сном.
1. Очень интересен метод жужжащего чтения. При жужжащем чтении вы читаете вместе с ребенком одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, в течение 5 минут.
2. Хорошие результаты даёт чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и во время сна человек находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию. Недаром ещё 200 лет назад говорилось: "Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий". Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения: прочитывается одна-две строчки, затем устраивается кратковременный отдых. Такой режим получается, когда ребёнок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку, отдохнул. Диафильмы должны быть занимательного содержания (сказки, приключения).
Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти: прочитав три-четыре слова, ребёнок уже забывает первое и не может понять смысла предложения. Такое положение можно исправить с помощью зрительных диктантов, разработанных профессором И. Т. Федоренко (г. Харьков). В каждом из 18 наборов по 6 предложений: первое ("Тает снег") содержит всего два слова из 8 букв, а в последнем - уже 46 букв. наращивание длины предложения происходит постепенно, по одной - две буквы. Как лучше проводить зрительные диктанты? Выпишите на листке ребенку либо сразу 5 предложений, которые открываются по одному, либо пишется одно. На прочтение каждого предложение отводится определённое время, которое указывается после него. Ваш ребенок читает предложение молча, и стараются его запомнить. Предложите ему закрыть глаза и представить, как оно записано, и повторить его про себя. Затем уберите листок с написанным предложением. Ребенок записывает текст. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно.
Диктант 5 1. Иней запушил деревья. (18) 2. Без воды цветы вянут. (19) 3. Пролетело жаркое лето. (19) 4. Возле дома посадили ель. (20) 5. Солнышко светит и греет. (20)
Диктант 6 1. Федя решил задачу у доски. (21) 2. Загорелась в небе зорька. (21) 3. На деревьях сверкал иней. (21) 4. Город Киев стоит на Днепре. (22) 5. В лесу собирают землянику. (22)
Диктант 7 1. Зимой река покрылась льдом. (23) 2. Мальчик подарил маме цветы. (23) 3. Крестьяне работают на лугу. (23) 4. Дежурные стёрли пыль с доски. (24) 5. Из короба выбрались цыплята. (24)
Диктант 8 1. Мы жили возле берёзовой рощи. (24) 2. Небо покрылось серыми тучами. (25) 3. Дети посадили во дворе акацию. (25) 4. Бабушка купила внуку букварь. (25) 5. Землю согрело тёплое солнышко. (26)
Диктант 9 1. Моя сестра работает на фабрике. (26) 2. Ласково грело весеннее солнце. (26) 3. Идёт дождь. (10) 4. Мы любим наш Киев. (14) 5. Береги учебные вещи. (17)
Диктант 10 1. У Андрея чистая тетрадь. (20) 2. Помогай своему товарищу. (21) 3. Воды морей солёные на вкус. (22) 4. Наша страна борется за мир. (22) 5. Эти мальчики - весёлые ребята. (24)
Диктант 11 1. Дети ходили в лес за грибами. (23) 2. Началась большая перемена. (23) 3. Мальчики - будущие отличники. (24) 4. Красивы улицы нашего города. (24) 5. Москва - столица нашей Родины. (24)
Диктант 12 1. Школьники поливают саженцы. (24) 2. Депутаты съехались на съезд. (24) 3. Надо быть честными и правдивыми. (25) 4. Звёзды сияют на башнях Кремля. (25) 5. Летом наша семья жила на Волге. (25)
Диктант 13 1. Весело колосится густая рожь. (25) 2. Поля запорошило белым снегом. (25) 3. Мы читали интересный рассказ. (25) 4. Учёный много и упорно работал. (25) 5. Новые дома растут очень быстро. (26)
Диктант 14 1. Из машины вышел Митрофан Фомич. (26) 2. Мальчики принесли сухих веток. (26) 3. В поле поспевают рожь и пшеница. (26) 4. Молодёжь приехала на стройку. (24) 5. Дети всех стран хотят жить в мире. (27)
Диктант 15 1. Свежий ветерок повеял прохладой. (28) 2. Сверкнула молния, и загремел гром. (28) 3. Давно скосили луга и поля фермеры. (28) 4. Белка взобралась на верхнюю ветку. (29) 5. Солнце светило ярко, и дети купались. (30)
Диктант 16 1. Весь народ гордится героями космоса. (29) 2. Дедушка Филипп пасёт большое стадо. (30) 3. Люблю я в поле встречать восход солнца. (32) 4. Поднялась за рекой большая серая туча. (32) 5. В далёкой тайге живут охотники - эвенки. (33)
Диктант 17 1. Все радовались встрече с космонавтами. (33) 2. Разведчики отправились в опасный путь. (33) 3. Дружная семья и землю превратит в золото. (34) 4. Обувь всегда необходимо очищать от пыли. (34) 5. Зацветёт, зазеленеет наш весёлый огород. (34)
Диктант 18 1. Меж редеющих верхушек показалась синева. (35) 2. Хороши привольные широкие степи Украины. (35) 3. На смелого собака лает, а трусливого кусает. (36) 4. Нам велит трудиться школа, учит этому отряд. (36) 5. Наш народ хочет жить в мире со всеми народами. (37)
Диктант 19 1. В тайге водятся хищные животные: волки, рыси. (36) 2. Сквозь волнистые туманы пробирается луна. (36) 3. Школьники готовятся к новому учебному году. (37) 4. Много работы в школьном саду ранней весной. (36) 5. На берегу моря раскинулся лагерь отдыха. (34)
Диктант 20 1. Скоро небо покроется тучами, заморосит дождь. (38) 2. Однажды в студёную зимнюю пору я из лесу вышел. (38) 3. Пробилась из-под земли вода, и родился родничок. (39) 4. От города в тайгу строители проложили шоссе. (37) 5. Цветы были не знакомые, похожие на колокольчики. (40)
Диктант 21 1. Прохладная вода хорошо освежает уставших ребят. (41) 2. Играют волны, ветер свищет, и мачта гнётся и скрипит. (42) 3. Победа над врагом наполнила грудь воина счастьем. (42) 4. Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры. (43) 5. Школьники выращивают мандарины, лимоны, апельсины. (44)
Диктант 22 1. По лесной заросшей тропе осторожно идёт пограничник. (45) 2. Начальник подошёл к окну и увидел за ним строящийся дом. (46) 3. Наша страна живёт в мире и дружбе с другими народами. (43) 4. Часть Сибири покрыта крутыми и обрывистыми горами. (43 5. По нашему краю течёт красивая полноводная река Енисей. (46)
Чтение в темпе скороговорки предназначено для развития артикуляционного аппарата, особое внимание обращается на чёткость прочтения окончаний слов.
Постоянно ведётся работа над развитием фонематического слуха, используя чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки.
Набор скороговорок, подобранных И.Т. Федоренко
1. Водовоз вез воду из-под водопада.
2. Говори, говори, да не заговаривайся.
3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.
4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.
5. Наш дуда и туда и сюда.
6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.
7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.
9. Летят три пичужки через три пусты избушки.
10. В один, Клим, клин колоти.
11. Каково волокно, таково и полотно
12. Клюет курка крупку, курит турка трубку.
13. Либретто "Риголетто”.
14. Полили ли лилию, видели ли Лидию?
15. Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.
16. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.
Непременным условием улучшения техники чтения является постоянная систематическая работа по анализу и синтезу слов.
Учителя начальных классов имеют в своей педагогической копилке много приемов достижению результативности в обучении чтению. Рассмотрим их:
Артикуляционная гимнастика.
а) разминка
вдох носом, выдох через рот;
вдох, задержка дыхания, выдох;
вдох, выдох по порциям.
б) упражнения для развития четкости произношения:
Самолеты взлетают: у-у-у.
Машины едут: ж-ж-ж.
Лошадки поскакали: цок-цок-цок.
Рядом ползет змея: ш-ш-ш.
Муха бьется в стекло: з-з-з-з.
в) чтение чистоговорок шепотом и медленно:
ра-ра-ра – начинается игра,
ры-ры-ры – у нас в руках шары,
ру-ру-ру – бью рукою по шару.
г) чтение тихо и умерено:
арка арца
арта арда
арла арча
арса аржа
д) чтение громко и быстро:
гарь – парь – жарь
дверь – зверь – червь
е) чтение скороговорок, пословиц, поговорок
ж) чтение согласных
Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:
БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС
КВМСПЛБШГРДБЛСТ
ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ
ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН
ФЩМЖДШХЧМКПБРВС
ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ
Чтение согласной с какой-нибудь гласной, используя эту же таблицу.
Например: 1 ряд читает с гласным [а], 2 ряд – с гласным [о], 3 ряд – с гласным [у].
После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них: а о у ы и э.
Складывание слов из половинок.
Берется от 3 до 10 слов, каждое из них пишется на двух маленьких карточках. Ребенку предлагается быстро сложить карточки так, чтобы получились осмысленные слова. В более сложном варианте предлагаются слова, похожие по написанию.
Это упражнение развивает способность по отдельному фрагменту высказывать догадку обо всем слове в целом и сразу же подтверждать ее недостающим фрагментом. Кроме того, формируется установка на побуквенный анализ слова.
Для развития скорости и гибкости (умения менять скорость чтения в зависимости от содержания) используется упражнение "Буксир"
Суть упражнения "Буксир" заключается в чтении в паре. Взрослый читает "про себя” и пальцем следит по книге. А ребенок читает вслух, но по пальцу взрослого. Таким образом, он должен поспевать за его чтением.
Второй вариант упражнения "Буксир" заключается в одновременном чтении взрослого и ребенка вслух. Взрослый читает в пределах скорости ребенка, который должен подстроиться под его темп. Затем взрослый замолкает и продолжает читать "про себя", ребенок следует его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И если ребенок правильно "уловил" темп чтения, то "встретится" с ним на одном слове. Многократное чтение
Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать! Избегайте утомления. Закрепите ситуацию успеха. Похвалите ребенка.
Чтение в темпе скороговорки
Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны "проглатываться" ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд. Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста
Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: "Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно". Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.
Следующее упражнение называется "Бросок – засечка"
Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте. Заключается оно в следующем:
Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде "Бросок". Когда раздается команда "Засечка" читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде "Бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.
Для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости чтения применяется упражнение "Молния"
Его смысл - в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя "Молния!” и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/. Тренировки могут проводиться по несколько раз на каждом занятии чтением, при этом в качестве дополнительного стимулятора можно использовать метроном.
Детям всегда хочется посоревноваться – кто быстрее читает. В этом случае полезно упражнение "Спринт"
Если к ребенку пришли одноклассники, предложите им отыскать в книге одинаковый отрывок и по команде начать читать одновременно вслух, кто быстрее, правильно проговаривая окончания слов. По сигналу - «Стоп», дети пальчиком показывают, кто где остановился.
При этом упражнении маленькие читатели учатся еще вниманию и сосредоточенности. Ведь рядом другие дети читают вслух и мешают сосредоточиться. Ребенку нужно быть внимательным и не отвлекаться на посторонний шум. А это умение нужно развивать.
Любимый у учащихся вид чтения – ролевое чтение, вызывает массу чувств, эмоций. Предложите его, когда у вашего ребенка одноклассники. Устройте «Радиоспектакль».
В современной педагогике разработан комплекс упражнений для формирования навыка чтения и понимания текстов. Авторами этих разработок стала группа педагогов и психологов: Заика Е.В., Нечаева Н.В., Кудина Г.Н., Новлянская З.Н., Ладыженская Т.А., Симановский А.Э.
Вот некоторые из них: Чтение текста с прикрытой верхней частью строчки:
В этом упражнении есть секрет – упражнение с хитринкой. Дело в том, что любой сколько-нибудь смышленый ребенок заметит, что когда читается верхняя строчка по половинкам букв, в это время нижняя полностью открыта, и сообразит, что гораздо выгоднее успеть быстро прочитать ее, пока она открыта, чтобы потом, когда ее закроют быстро выдать готовый результат. Многие дети быстро переходят на эту стратегию, а это именно то, что нужно для увеличения скорости чтения!
Это упражнение формируют сразу несколько значимых учебных качеств:
Чтение про себя (т.к. это надо скрыть);
Словесно-логическую память (т.к. необходимо удержать в памяти сразу несколько слов и сохранять их несколько секунд).
Распределение внимания и умение выполнять одновременно как минимум 2 задачи (чтение заданной строчки вслух и чтение нижележащей строчки про себя).
Большую часть времени школьник должен читать «про себя», молча. Это и понятно. Вслух читать трудно, усталость приходит раньше.
Как помочь ребенку прийти к скорочтению?
Одной из самых трудных задач в методике обучения динамическому чтению является преодоление привычки сознательной или подсознательной артикуляции, стремление к озвучиванию читаемого текста.
Исследования показывают, что для понимания смысла при чтении и запоминании информации вполне достаточно только видеть слово и передать его в зрительный образ, в анализатор мозга для обработки информации.
При низкой скорости чтения все слова мысленно проговариваются. Чем выше скорость чтения, тем меньше слов проговаривается, тем больше слов воспринимается только глазами.
В целях четкого разграничения детьми чтения молча и вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении, Грекова Т.А. советует использовать упражнение "Губы"
При команде - "Губы" к плотно сжатым губам ребенок прикладывает палец левой руки, чем подкреплялась психологическая установка на беззвучное чтение. При команде - "Вслух” убирает палец и читает вслух текст.
По мере привыкания школьника к чтению без внешних признаков проговаривания, команда "Губы" подается все реже и, наконец, отменяется совсем.
Таким образом, чем меньше проговаривание, тем выше скорость!