Развивать фонематическое восприятие, навыки
звукового анализа слов.
Закрепить зрительный образ буквы с.
Ход занятия.
1.Организационный
момент.
-Сядет
тот, кто отгадает загадку:
Сто одёжек, все
без застёжек. (капуста)
Хвост пушистый,
мех ворсистый, в лесу живёт в деревне кур крадёт. (лиса).
Летит птица –
небылица, а внутри народ сидит,
Меж собою
говорит. (самолёт)
Верещунья
белобока,а зовут её … (сорока)
-Какой
звук встречается во всех этих словах?
Правильная артикуляция звука «С»
1.Губы принимают
положение следующего гласного.
2.Зубы
сближены на расстояние около 1 мм.
3.Кончик
языка упирается в нижние резцы.
4.Спинка
языка выгнута, и посередине её образуется желобок, по которомувыдыхаемая струя воздуха направляется к
резцам.
5.
Боковые края языка прилегают к внутренней стороневерхних коренных зубов.
6.
Нёбная занавеска поднята и прижата к задней стенкеглотки, так что образует препятствие для
выходавоздуха через нос.
7.
Голосовые связки разомкнуты.
Выделение звуков
с – сь. Уточнение артикуляции.
-Что вы узнали о
звуках с - сь?
(с) – согласный,
глухой, твёрдый.
(сь) –
согласный, глухой, мягкий.
Чем
отличается звукс от звука сь?
Произнесите
звуки с – сь, как работает речевой
аппарат?
Звук с: Зубы сближены.
Губы немного растянуты. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута.
Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит.
Звук сь: Зубы сближены.
Губы растянуты в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка
выгнута. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит.
Придумайте слова
со звуком с
а)
Учитель произносит слова выделяя интонацией звук с: собака, капуста, лиса,
самолёт, сорока.
Придумайте слова
со звуком сь
Село,
красивые,
-Назовите
все услышанные слова со звуками с, сь (Азбука)
На что похожа буква С?
Радугою
до небес
Изогнулась
Буква
«С».
Напрягла
Свои
бока -
Подпирает
Облака.
И
моста
Огромный
вес
Тоже
держит
Буква
«С».
Под
мостом течёт
Река
-
Мост
бетонный
На
века.
Буква
«С» -
Тяжеловес.
Людям
Служит
Буква
«С»!
Закрепление
зрительного образа буквы.
Какой
буквой обозначаются звуки с – сь?
- закройте в
карточке фишками все буквы с.
- соберите букву с.
- покажите
правильно написанную букву с.
- выделите в
тексте синим треугольником все буквы с.
Развитие
фонематического восприятия.
а) воспроизведение
слоговых рядов:
са – со – су –
сысы – са – со –
суста – сто – сты - сту
ас – ос – ус –
ысус – ыс – ас –
осаст – ост – уст – ыст
б)Выделение звуков с – сь, из ряда слогов:
Раздаются
карточки слогов слияния. кы, сы, зи, ми,
си, кя, са, зу, се, мя, су, за, , сё, му.
в) Выделение
звуковс- сь из слов: если в слове есть звуки с- сь – поднимите букву- с.
На
доске картинки: лиса, снежинка, компас,
снеговик, лось, апельсин.
Определите,
какой звук с или сь встречается в слове, где он стоит: в начале, середине или в
конце слова.
-
Детям раздаются картинки. Определите, какой звук в словес или сь,
картинки со звуком с – поселите в
синий домик, картинки со звуком сь –
в зелёный домик.
-
Работа в тетрадях.
На
доске картинки: рысь, сом.
1.
Назовите слово.
2.
Определите, сколько слогов в слове, назовите их.
3.
Определите, сколько звуков в слове, назовите их.
4.Выполните звуковой анализ.
Итог занятия.
С
какими звуками мы сегодня работали? Дайте характеристику звукам с - сь.