•
Безударные гласные в корне слова (1, 2-е занятия).
•
Слова с глухими и звонкими согласными в корне (3, 4-е занятия).
•
Слова с непроизносимыми согласными в корне (5, 6-е занятия).
Блок
– корень слова, приставка.
•
Разделительный мягкий знак (7, 8-е занятия).
•
Разделительный твердый знак (7, 8-е занятия).
Основные цели
курса:
развитие речи младших школьников, как устной, так и письменной, а также
развитие некоторых функций неречевого характера.
1.
Развитие устной речи, развитие речемыслительных способностей ребенка,
аналитико-синтетических процессов, реализующихся в школьном возрасте в виде
ведущей учебной деятельности.
2.
Развитие специфического вида речевой деятельности – письменной речи.
3.
Развитие неречевых функций, играющих роль в формировании письменной
речи.
Основные задачи
курса:
Развитие
устной речи
1.
Развитие речевого мышления.
2.
Развитие аналитико-синтетических процессов, лежащих в основе
формирования
навыков чтения и письма.
3.
Формирование коммуникативной функции речи – функции общения.
4.
Развитиеречевого слуха, речевой памяти
и речевого внимания.
5.
Обогащение словарного запаса и формирование грамматических категорий речи.
Совершенствование
процесса письменной речи
1.
Обучение умению активно применять орфографические правила русского языка.
2.
Преодоление напряжения и страха письма.
3.
Совершенствование графомоторных навыков.
4.
Преодоление стойких ошибок в письменной речи.
5.
Обогащение словарного запаса и грамматических категорий, используемых в
письменной речи.
6.
Развитие звукового анализа и синтеза.
Развитие
неречевых функций
1.
Формирование пространственных ориентировок.
2.
Формирование временных ориентировок.
3.
Развитие сенсо - и акустико-моторных координаций.
4.
Развитие оптико-моторных координаций.
5.
Развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, воображения).
Особенности
курса:
•
предлагаемые задания развивают как устную, так и письменную речь; особое
внимание уделено наиболее часто встречающимся проблемам в овладении письмом
младшими школьниками. Своеобразие предложенной системы коррекции письма и
выработки навыков русского правописания заключается в использовании специальных
приемов, вовлекающих в обуче-ние речеслуховые, речедвигательные и
речезрительные функциональные системы;
•
методический материал предлагается в доступной форме,
соответствует
возрастному развитию младших школьников;
•
курс разработан на основе коррекционно-логопедических методик по преодолению
нарушений письменной речи у младших школьников и методики преподавания русского
языка в общеобразовательных учреждениях.
Направления
коррекционной работы:
1.
Формирование полноценных морфологических представлений и навыков
морфологического анализа.
2.
Отработка алгоритма решения орфографических задач от простого к сложному:
•
фонематический анализ;
•
вставка букв;
•
выделение орфограмм;
•
письмо под орфографическую диктовку (орфографическое произнесение слов при
диктовании);
•
выбор из нескольких вариантов написания верного.
3.
Формирование альтернативных приемов усвоения навыков правописания:
•
списывание слов с орфограммами с образцов письменного текста
(упрочение
зрительного образа слова);
•
«орфографическое чтение» по методике П.С. Тоцкого.
4.
Формирование навыков морфемного анализа:
•
усвоение основного смыслового значения каждой грамматической формы;
•
образование новых грамматических форм по аналогии, т. е. по заданному
образцу.
Пример проведения занятия 1.
Тема: Безударные
гласные в корне слова
1.
Организационный момент.
2.
Основная часть.
Х о дз а н я
т и я :
Задание
1.Слова
учителя: необходимо вспомнить определение, что такое
корень слова, записать недостающие слова вместо пропусков.
(Слова
для справок: общая, родственных, значение.)
Задание
2.Слова
учителя: прочитайте стихотворение. Подчеркните, а затем выпишите однокоренные
родственные слова к слову САД.
(Слова
для справок: сад, рассада, посадки, садовод, садовник.)
Задание
3.Слова
учителя: распределите однокоренные родственные слова с корнем -ГОР-, которые
объединены общим смыслом в три основные группы: в значении ГОРЕ, ГОРА, ГОРИТ.
Нарисуйте символ каждого слова. (Например, символ ГОРЯ – слеза, символ ГОРЫ –
холм, символ
слова ГОРИТ – свеча. Распределение слов: 1-й столбик – горе, горевал,
горестные, пригорюнился; 2-й столбик – гора, пригорок, горцы, горный,
гористая; 3-й столбик – горит, загорел, погорельцы, выгорит.)
Задание
4.Слова
учителя: прочитайте слово с безударной гласной, запишите
проверочное слово, затем нужную букву. (Например: гнёзда – гнЕздо.)
Задание
«Запомни!»Прочитайте
вслух слова с орфограммами ОРО,
ОЛО, ЕРЕ, ЕЛЕ и запомните их правописание.
Задание
5. Слова
учителя: Сейчас Вы на время будете искать в словах орфограммы ОРО и ОЛО и
выделять их зеленым цветом. Слова с
орфограммой
ОРО – двумя чертами, с ОЛО – обведете в овал. Слова, в которых нет орфограмм
ОРО и ОЛО, пропускайте без подчеркивания.
Задание
выполняется за 1 минуту.
Задание
6.Слова
учителя: из четырех слов выпишите только однокоренные родственные, выделите в
них корень слова зеленым цветом. (Слова для справок: игла, иголочка.)
Задание
7. Слова
учителя: из «рассыпанных» слов составьте предложение, изменяя слова. Впишите
безударные гласные там, где они пропущены. (Справка: В ночном саду шелестит
листва.)
Задание
8.Слова
учителя: из «рассыпанных» слов составьте предложения – загадки, не изменяя
слова. Назовите отгадку. (Справка: Зимой в поле лежал, а весной в реку побежал.
(Снег.) Кто зимой холодной ходит по лесу голодный? (Волк.)
Задание
10.Слова
учителя: выпишите только те пары слов, которые являются родственными.
Пары-синонимы подчеркните. (Родственные пары слов: гористый – косогор, ученый –
неуч, закрепление – крепость, соль – засолить; пара слов – синонимов: крутить –
вертеть;остальные
пары не выписывать.)
Задание
11. Слова
учителя: напишите 2–3 родственных слова к однокоренным, но не родственным
словам: водить – водичка. (Справка:водить,
водитель, поводок; водичка, водяной, подводный.)
Задание
12.Слова
учителя: напишите проверочные слова, затем напишите
пропущенные безударные гласные. (Справка: говор, воды, лес, песня.)
Задание
13. Слова
учителя: игра на внимание. Выделите орфограммы: слова с безударными гласными
подчеркните одной чертой (облака, цветник, холод, тропинка, малыш, светлячок);
с согласными в корне слова – двумя чертами (повязка, ложка, торг, дорожка,
соседка); рядом со словарными словами поставьте * (звездочку) (вокзал, улица, воробей,
морковь, ягода, дорожка).
Задание
14. Слова
учителя: прочитайте словосочетания, впишите пропущенные
безударные гласные в корне, проверочные слова. (Справка: глядя,
свет, тёмный, лис, лес.)
Задание
15. Слова
учителя: распределите однокоренные родственные слова с корнями -СВЯТ- и -СВЕТ-
по смыслу в две группы:
в
значении святость, в значении светить. Нарисуйте символ каждого слова.
(Например, символ слова СВЯТОСТЬ – купол церкви, символ слова
СВЕТ – лампочка. Распределение слов: 1-я группа – святой, свято, святыня;
2-я группа – свет, подсветка, освещение. Слова вянет, свежий, сверкать
не
относятся ни к одной из перечисленных групп, их выписывать
не нужно).
Задание
16.Слова
учителя: зачеркните в каждой строчке слова, которые не являются родственными и
однокоренными. (Справка: 1-я строчка, лишние слова – воры, ворон, горн; 2-я
строчка – кукла, мячик; 3-я строчка – сосуд.)
Задание
18.Слова
учителя: напишите подходящие по смыслу однокоренные родственные слова к
выделенным. (Справка: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Молодое растет, а старое старится. На безрыбье и рак рыба.)
3.
Итог занятия: повторение определения, что такое корень слова.