Изобразительное искусство
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая
программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 3 класс
создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального
общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания
образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей,
логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание
рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений
художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту
поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие
индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности
изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке
художественной информации. Обучающиеся получают представление об
изобразительном искусстве как целостном явлении. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты
искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание
художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся:
восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную
художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность
показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве,
раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно
информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный
эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет
вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Художественная деятельность
школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на
плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений
действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей,
результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым
темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических,
современных).
Наряду с
основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в
краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и
картинных галереях.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками
музыки и литературного чтения. При
прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром («Путешествие
по городам и странам», «Разнообразие
растений», «Опора тела и движение», «Наша безопасность»), математикой
(геометрические фигуры и объемы), трудовым обучением (природные и искусственные материалы, отделка готовых
изделий).
Основные содержательные линии
В рабочей
программе по изобразительному искусству 3 класс выделены 3 основные
содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления
содержание обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его
с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических)
искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное
творчество и его связь с окружающей жизнью.
Систематизирующим методом
является выделение трёх основных видов художественной деятельности:
конструктивной, изобразительной, декоративной.
Эти три вида художественной
деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных
искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура;
конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные
искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию
любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для
интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, не по принципу
перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной
деятельности.
Три способа освоения
художественной действительности представлены в начальной школе в игровой форме,
как Братья – Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида
художественной деятельности сопутствуют обучающимся весь год обучения. Они помогают
вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в
окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.
Одна из основных идей программы –
«От родного порога – в мир культуры Земли», то есть вначале должно быть
приобщение к культуре своего народа, даже к культуре своей «малой родины», -
без этого нет пути к общечеловеческой культуре.
Обучение в этом классе строится
на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного
мира, его художественного смысла.
В итоге этого года обучения
обучающиеся должны почувствовать, что их жизнь, как и жизнь каждого человека,
ежедневно связана с деятельностью искусств. Понимание огромной роли искусств в
реальной повседневной жизни должно стать открытием для обучающихся.
Цели обучения
Изучение литературного чтения в 3 классе направлено на достижение
следующих целей:
• развитие способности к
эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства,
выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
• освоение первичных знаний
о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном,
архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
• овладение элементарными
умениями, навыками, способами художественной деятельности;
• воспитание эмоциональной
отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного
изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной
природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому,
многонациональной культуре.
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на
изучение предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» отводится 1
час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 34 часа. Рабочая программа по
предмету «Изобразительное искусство и
художественный труд» 3 класс разработана на основе учебно-методического
комплекта «Школа России», а именно авторской программы Б. М. Неменского, В. Г. Гурова,
Л. А. Неменской.
Для реализации рабочей программы
предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности
обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и
самостоятельная работа. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся,
так как раскрываются основные термины и понятия такие, как: живопись,
скульптура, натюрморт, галерея, музей, портрет, пейзаж.
Общеучебные умения, навыки и способы
деятельности
На уроках изобразительного
искусства формируются умения:
♦ воспринимать окружающий
мир и произведения искусства;
♦ выявлять с помощью сравнения отдельные
признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений;
♦ анализировать результаты сравнения;
♦ объединять произведения по видовым и
жанровым признакам;
♦ работать с простейшими знаковыми и
графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного
образа;
♦ решать творческие задачи на уровне
импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;
♦ создавать творческие работы на основе
собственного замысла;
♦ формировать навыки учебного сотрудничества в
коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять
работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат);
♦ работать с пластилином, глиной, бумагой,
гуашью, мелками;
♦ участвовать в создании «проектов»
изображений, украшений, построек для улиц родного города;
♦ конструировать из бумаги макеты детских
книжек;
♦ складывать бумагу в несколько слоев,
соединять простые объемные бумажные формы в более сложные бумажные конструкции
(создание игрушечного транспорта);
♦ передавать на доступном уровне пропорции
человеческого тела, движения человека.
Результаты обучения
В конце 3 класса учащиеся должны
иметь представление:
• о творчестве
художников – иллюстраторов детских книг;
• о художественных
промыслах: хохломской росписи посуды, дымковской глиняной игрушке;
Обучающиеся
должны знать:
• новые термины: прикладное
искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись, скульптура,
натюрморт, пейзаж, портрет;
• разные типы музеев: художественные,
архитектурные, музеи-мемориалы;
•
что в создании разнообразных предметов и вещей важную роль играет выбор
материалов, форм, узоров, конструкций.
Обучающиеся
должны уметь:
• работать с
пластилином, конструировать из бумаги макеты;
• выразительно использовать
гуашь, мелки, аппликацию;
• использовать элементарные
приемы изображения пространства;
• передавать пропорции
человеческого тела, движения человека;
• правильно
определять и изображать форму предметов, их пропорции. Полное календарно-тематическое планирование по ИЗО для 3 класса можно скачать с сервера.
Смотрите так же
Рабочая
программа по математике 3 класс 2010-2011г
|