Воскресенье, 19.05.2024, 01:56
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт для учителей и родителей

Меню сайта
Категории раздела
Уроки обучения грамоте [32]
Обучение грамоте
Уроки русского языка [24]
Русский язык
Уроки математики [10]
Уроки, карточки, контрольные работы, тесты
Уроки литературного чтения [10]
Литературное чтение
Уроки окружающего мира [11]
Природоведение
Статьи по природоведению [1]
Лекции по природе, опыт работы
Уроки трудового обучения [3]
Трудовое обучение
Уроки изобразительного искусства [1]
Изобразительное искусство
Основы безопасности и жизнедеятельности [0]
Здоровье
В союзе с психологией [6]
Психологическая помощь
Логопедия [7]
Логопедическая помощь
Методические пособия [3]
Календарно-тематическое планирование [20]
Календарно-тематическое планирование
Конкурсы [2]
Опыт работы [28]
Опыт работы начальной школы
В помощь учителю [36]
В помощь родителям [18]
Повышение квалификации [4]
Повышение квалификации
Форма входа
Наш опрос
Ощутима ли разница между Вашей зарплатой и зарплатой администрации?
Всего ответов: 443
Проголосуй за наш сайт

Каталог файлов


Главная » Файлы » Преподавание в начальной школе » Опыт работы [ Добавить материал ]

Адаптивный урок

[ · Скачать удаленно () ] 07.11.2011, 12:29

Из выступления на конкурсе "Учитель года"...

"Девизом моей педагогической деятельности являются слова выдающегося психолога Л.С. Выготского:                         
 «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития».                               

Цель моего выступления:  показать значимость и эффективность адаптивного урока, определить его влияние на качество обучения и развития обучающихся.
Считаю, что тема выбрана мною не случайно, она значима и актуальна для многих учителей, работающих в инновационном режиме.

Во-первых,
Актуальность темы обусловлена тем, что она соответствует проблеме нашей школы «Повышение качества образования через развитие адаптивной образовательной среды».

Во-вторых, в «Концепции модернизации российского образования» сформулирована основная цель общеобразовательной школы – формировать целостную систему универсальных знаний и умений, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся

В-третьих, важно обеспечить право каждого школьника  на индивидуальное развитие, которое не противоречит его природным возможностям, склонностям, интересам и создать хорошие условия  для обучения, развития, здоровья ученика с разными возможностями – это и есть адаптивность.

По моим наблюдениям, обучающиеся более активны на уроках музыки, трудового обучения, физвоспитания,  ИЗО, на уроках комбинированного типа в традиционном обучении деятельность учеников остается более низкой. По данным психологов, примерно, лишь четвертая часть внимательны, трудолюбивы, познавательны, 57% малоактивны, не умеют работать самостоятельно, рефлексировать, оценивать, прогнозировать свою деятельность 62%.

В- четвертых, однотипность структуры урока, стереотипность в обучении не делает урок результативным.

Как приобщить всех к работе на уроке? Как повысить эффективность современного урока? Как сделать урок результативным ?

Посетив лекции профессора  Третьякова по модульной системе обучения, курсы повышения квалификации «Актуальные вопросы современного начального образования»,  в семинарах школы «Адаптивный урок и ресурсы его качества», и подготовив программно-методические материалы (модульные программы, карточки, технологические карты, блоки учебных занятий, тесты  разноуровневого характера), сделала для себя выводы,  что только адаптивный урок  поможет решить вышеуказанные  проблемы.      

Надо отметить, что адаптивный урок - это форма технологичной организации учебной деятельности обучающегося по достижению цели образования, на котором создаются условия для развития личностных способностей каждого школьника и  для организации их деятельности.

А как построить  адаптивный урок?                     
Рассмотрим ресурсы современного урока, влияющие на его построение и организацию учебно-познавательной деятельности обучающихся?                                                          

Человеческие ресурсы – это совместная деятельность учителя и учеников, направленная на решение учебных задач, перевод деятельности на субъект – субъектные отношения, где учитель является помощником,  консультантом.  Паритетные взаимодействия выстраиваются между учителем и учеником при проведении учебного диалога, учебной дискуссии, работы в парах, в группе, где ученики и учитель равны, ученик тоже может быть консультантом и помощником учителя.                           

Например, на этапе обобщения полученных знаний, познавательный процесс начинается с ученического опыта, для этого  использую метод постановки учебной проблемы, то есть создается проблемная ситуация на  основе столкновения 2-ух мнений: «Я полагаю так. А ты? Докажи, порассуждай, сравни, найди верное решение». 

Такая деятельность предусматривает личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать высокую активность обучающихся с наименьшей затратой сил, времени и здоровья.
Эти ресурсы способствуют организации учебно-познавательной деятельности:  ученики учатся работать вместе,  приобретая опыт работы со сверстниками, вырабатываются умения само - взаимопроверки, рефлексии, ответственности.

Несомненно, это повышает качество преподавания, обучения,  развития, так как ученики проходят все «само» от самоорганизации до самовыражения.

Следующий ресурс, не менее важный, – методический.
Каждый учитель, строя адаптивный урок, должен владеть современными технологиями обучения, правильно и дифференцированно подбирать содержание учебного материала на 3-х уровнях, использовать новые формы и методы урока.                                                                            

Основными методами на адаптивном уроке являются развивающие, рефлексивные, дифференцированные, их можно использовать на любых этапах урока. 

Если в традиционном обучении превалировал комбинированный урок,   то в адаптивной системе обучения учитель должен знать методику и структуру разных типов урока:      
- урок изучения первичного закрепления новых знаний;
- урок закрепления знаний;
- урок комплексного применения знаний и умений;
- урок обобщения и систематизации знаний и умений;
- урок контроля оценки и коррекции знаний и умений.

У каждого типа урока есть своя макроструктура,  цели, частные дидактические задачи технологии, техники, методики, приемы.

Например,  при первичной проверке знаний и способов деятельности, что провожу после изучения  нового материала применяю различные  образовательные технологии, методы и приемы обучения (срез на обучаемость, обратная связь, само- и взаимопроверка заданий по ключу, перфокарты, сигнальные и модульные карточки, компьютерные задания).  

Считаю, что методические  ресурсы обеспечивают качество проведения учебного занятия, его целостность, связь между этапами. Может возникнуть такая ситуация, что учитель не осуществил актуализацию опорных знаний обучающихся, то есть не сформировал познавательную потребность, мотивацию к этапу изучения материала, и новая тема не будет понята  учениками.

Технологические ресурсы.                                        
На адаптивном уроке интегрируется несколько технологий.  Но особое внимание  обращаю на такие технологии, как развивающее и дифференцированное обучение, методики коллективных способов обучения, начинаю внедрять информационно-коммуникационные технологии. Все эти технологии помогают грамотно организовать учебно-познавательную деятельность обучающихся и являются здоровьесберегающими.
Рассмотрев все ресурсы адаптивного урока и их значение в организации деятельности обучающихся,  разработала критерии эффективности адаптивного урока и апробировала их в учебном процессе.                     

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ АДАПТИВНОГО УРОКА:

1. Активная мыслительная деятельность каждого ученика в течение всего урока, принцип деятельностного подхода является ведущим в развитии обучающегося, нужно планировать деятельность каждого ученика на разных этапах урока. Учитель планирует не только собственную деятельность, но и деятельность ученика, начиная с совместного вывода темы и целеполагания.

2. Обеспечение эмоциональной сопричастности обучающегося к собственной деятельности и деятельности других.              
«Если на уроке ученик переживает свои успехи или неудачи, то это способствует включению мотивационных центров», -  писал  педагог-психолог Л.С. Выготский.  

3. Мотивация познавательной деятельности ученика на уроке. Мотивация связана с поддержанием интереса к изучению материала. Существуют различные методы мотивации, которые в обязательном порядке нужно использовать на современном адаптивном уроке в начальных классах:                                                                                                            

- эмоциональные (поощрение, учебно-познавательные игры, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор задания, создание ярких наглядно-образных представлений);

- познавательные  (опора на жизненный опыт, создание проблемной ситуации, выполнение творческих и развивающих заданий);

- волевые (предъявление учебных требований, информация об обязательных результатах обучения, самооценка своей деятельности, коррекция, рефлексия);

- социальные ( взаимопомощь, сотрудничество, заинтересованность результатами коллективной работы, взаимопроверка).

Данные методы позволяют создать комфортные условия для мотивации труда обучающих на уроках.                                                

4. Обеспечение  самоконтроля   в процессе деятельности в течение всего урока.
Ученик  отслеживает свои результаты ил с помощью учителя оценивает их. Например, во время проверки домашнего задания используются самопроверка, сверка по ключу, по образцу, по схеме-опоре, через обратную связь или взаимопроверка по критериям, которые дает учитель. Обучающийся должен уметь проверять, анализировать, что он знает и умеет по изучаемой теме. В этом ему поможет технологическая карта, составленная по теме.

Технологическая карта по теме   «Имя существительное»

Цель: проверить знания и умения учеников по данной теме

Знаю :                                                 +  ?

Умею:                                       +   ?

1. Что такое имя существительное

 

2. Род имен существительных

 

3.  Признаки 1, 2, 3 склонения имен существительных

 

4. Падежи имен существительных

 

5. Правописание безударных окончаний в им. Существительных (правило, алгоритм)

 

6. Морфологический разбор имен существительных

1.Находить имена  существительные  среди
других частей речи

2.  Определять род имени существительного

3.  Различать имена сущ. 1, 2, 3
склонения

 

4.  Определять падежи
имен сущ.

5. Правильно писать
безударные окончания имен сущ. и обозначать орфограмму

 

6. Делать устный  и
письменный
морфологический разбор
имени существительного

Ученик обозначает в карте, что он знает, что умеет знаком «+», если есть проблемы, знаком «?». Учитель,  анализируя  карту, намечает коррекцию знаний по теме с определенным учеником. Педагог  должен доверять самооценке ученика. Система самооценки обеспечивает социальную защиту, предоставляя ему различные виды помощи (стимулирующую, направляющую, педагогическую), тем самым , сохраняя  здоровье обучающих.

5.Адаптивный урок должен быть здоровьесберегающим.     
Физические паузы, минутки, релаксация, игры, нестандартные формы, методики  КСО способствуют сохранению и укреплению здоровья.

6. Обеспечение рефлексивной деятельности.                  
Считаю, что на уроке обязательная рефлексия. На адаптивном уроке учу обучающихся рефлексировать деятельность, используя различные формы (шкала успеха, лесенка успеха, устная рефлексия, цветовые сигналы и пр.)
К примеру, что главного ты узнал на уроке? Чем бы ты хотел помочь товарищам? Интересно ли было работать в паре? Тебе было комфортно на уроке?  Выбери утверждение.                                                      
С ведением рефлексии повышается ответственность обучающегося за результаты своего труда, снимается страх перед плохой отметкой.

7. Наличие самостоятельной работы и творческого задания на уроке. 
                                                                                             
Обязательном условием  урока должно быть развитие творческой мысли через применение нестандартных заданий (продолжи мысль…, составь алгоритм, разгадай шараду, составь вопрос для товарища, найди спрятанную загадку, обратный диктант, реклама), что влияет на развитие способностей ребенка. Самостоятельные задания могут быть самыми разнообразными и преподноситься в любой форме (тест разноуровневого характера, развивающая модульная карточка, задание по выбору с цветовым сигналом, работа над проектом, рефератом  и т.п.).

8. Компоненты деятельности  ученика и учителя на адаптивном уроке.                                                                                      
Адаптивный урок должен быть организован так, чтобы все компоненты деятельности учителя и ученика совпадали и были реализованы по схеме:

Мотив (для чего я буду делать) – цель (какой результат могу получить) – учебные действия (предполагаю обсудить действия, необходимые для этого) – средства (выясняю, какие средства нужны для этого)– контроль (определяю, правильны ли мои действия, проверяю, исправляю) – результат (сравниваю полученный результат с целью). 
Характер деятельности на адаптивном уроке является средством достижения результата, ответственности ученика за все, что он делает  (об этом говорилось в «Концепции модернизации образования»), на традиционном уроке – это деятельность, «навязанная» ученику учителем.
                                                                                          
9. Оценка уровня полного усвоения знаний.

Положим, по окончании изучения темы, должны быть оценены все ученики на репродуктивном уровне, но на адаптивном уроке  оцениваются на различных уровнях.  Важно то, что  ученик должен продвинуться в своем развитии от репродуктивной деятельности к творческой, то есть уметь выполнять задания в сходной и измененной ситуациях.            

10. Достижение целей  – это основной критерий адаптивного урока.
На адаптивном уровне не только ставятся цели для ученика, но и учитель ставит цель перед собой. Надо отметить, что  главная цель для учителя – это создание благоприятных условий для здоровья,  обучения и развития ученика, которая интегрируется с дидактическими задачами  каждого этапа  урока.                                                                                 

Отличие адаптивной системы   от традиционной системы обучения

№ п/п

компоненты

Традиционная

Адаптивная

1

Ученик

 объект

  субъект

 

2

Учитель

информатор

информатор, помощник
консультант

3

Стиль отношения

инструктивный

демократический
гуманистический

4

Формы УД

фронтальная
коллективная
индивидуальная

парная, групповая, самостоятельная, методики КСО

5

Методы обучения

репродуктивные
иллюстративные

 

рефлексивные
проблемные
развивающие
поисковые

7

  Цель

для учителя

целеполагание
диагностируемая

8

Оценочная деятельность

отметочная

оценочная+ рефлексивная
отметочная (на разных уровнях)

9

итог

зуны  обучение

развитие + воспитание +обучение

Можно сделать выводы: сходство традиционной и адаптивной систем обучения состоит в  использовании одного и того же базового содержания образования, учебников, программ.
Из таблицы видно, что в адаптивной системе по-другому структурирован урок, присутствуют новые методы, технологии, формы обучения, наиболее значимы различия стиля  отношений «учитель – ученик», цели (ученик- исполнитель, ЗУНы, ученик – решатель, в адаптивной системе - здоровье, развитие, воспитание, обучение)

Адаптивная система обучения строится на принципах гуманной педагогики: не навреди, не сравнивай успехи ученика с другими, поощряй любые успехи ребенка, будь ему хорошим наставником, а главное, замени традиционное  «детовождение» на адаптивное «детосопровождение».

Несомненно, что технология адаптивного урока помогает педагогу решать многие проблемы обучения. По моим наблюдениям, она дает возможность:

- организовывать самостоятельную деятельность на уроке;
- влиять на формирование практических умений;
- развивать познавательную сферу обучающихся;
- способствовать развитию индивидуальных способностей  и возможностей ребенка;
- оценивать и  рефлексировать  деятельность на уроке;
- выстраивать субъектно-субъектные отношения;
- поддерживать здоровье младшего школьника;
- наблюдать положительную динамику результатов обучения, развития и воспитания обучающихся.                                                    

Работая по теме «Адаптивный урок как средство повышения качества образования», достигла следующих РЕЗУЛЬТАТОВ:

Уровень здоровья находится на допустимом уровне – 48,6% здоровых;

Коэффициент эталона воспитанности составляет  - 89%;.

Уровень обученности за все годы -  100%;

Качество обученности - 68% ;

∙ по математике – 68%;                        

∙ по русскому языку – 68 %;

∙ по окружающему миру – 88%;          

∙ по литературному чтению – 92 %;

60% учащихся выполняют задания конструктивного и творческого характера.

По итогам дня ДРК сформированность практических и общеучебных умений составляет от 61 до 98%                                                           

Методика адаптивного урока и его ресурсы позитивно повлияли на качество и эффективность проведения учебных занятий,  которая составляет от 83% до 96% (по результатам проведения Дня ДРК «Эффективность современного урока»)                                                               
Адаптивная система обучения влияет на интеллектуальное развитие школьников, мои ученики являются победителими олимпиад, конкурсов.

II  место по русскому языку в окружной олимпиаде      2001г.
II место по математике  в районной олимпиаде               2005г. 
2006г.  I место и  II место во Всероссийском конкурсе  «Русский медвежонок-языкознание для всех», 2007г -  4,7-9 места
постоянные победители школьных предметных олимпиад :

2005г. – I место по математике, I место по русскому языку;
II место по природоведению;

2006г. - I место по математике;

2007г. - I место по математике;

2008г. - I место по русскому языку;                           

Опыт работы представляла на методических мероприятиях различного уровня: на заседаниях РМО «Современные технологии как средство повышения адаптивности  учащихся» (2007г.), на районных семинарах «Использование частнопредметных методик в начальной школе» (2006г.), «Учебные проекты как основа развития школьника» (2007г.), на районных научно - педагогических чтениях «Начальная школа: опыт, результаты, перспективы» (2005г.), на окружных педчтениях «Современные подходы в преподавании предметов по УМК «Школа России» (2008г.), на августовской конференции провела мастер – класс по теме «Современный адаптивный урок» (2008 год).

На Всероссийском уровне: в номинации «Лучший педагогический работник» грант Президента РФ (2008 год).

Имею публикации в учебно-методических пособиях:   
«Модульные программы по  математике  (2003 год) и «Окружающий мир» (2006 год);
«Начальная школа: опыт, результаты, перспективы» (2005 год);
«Школа здоровья и развития» (2006 год);
«Современные подходы в преподавании предметов УМК «Школа России» (2008 год).          

Опыт работы по данной теме  обобщен в учебно-методических пособиях «Начальная школа: опыт, результаты, перспективы», «Школа здоровья и развития»                                                                                   

Считаю, что адаптивный урок – это урок, который приносит удивление, удовольствие,  усилие и успех!

Автор: Ганихина Лариса Валентиновна  

Статью и презентацию можно скачать с сервера. 

Смотрите так же

Презентация. Современный урок

Презентация. Современный урок в начальной школе.


Категория: Опыт работы | Добавил: Елена | Теги: адаптивный урок, урок в начальной школе, современный урок
Просмотров: 12459 | Загрузок: 992 | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Грамота
Словари русского языка
www.gramota.ru
 
Погода
Яндекс.Погода
Гороскоп

Кто вы по календарю майя?


elenasadigova © 2024