Ребенка не только нужно обучать, но и развивать.
Л.В.
Занков. Развивающее
обучение – это одна из современных педагогических технологий, направленная на
общее развитие ребенка. Для того чтобы работать по системе Л.В. Занкова,
учителю необходимо знать теоретические
основы данной технологии.
Вспомним дидактические принципы
развивающего обучения:
- обучение на
высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;
- ведущая роль
теоретических знаний;
- быстрый темп
прохождения материала;
- осознания
школьниками процесса учения;
- работа над
развитием всех учащихся, в том числе и слабых.
Только методика доводит эти дидактические
требования до учителя, а учитель – до детей. Свойства занковской
системы (многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность)
выступают в качестве опосредующего звена, своеобразного «моста» между дидактикой
и методикой.
Какие же ориентиры – требования к уроку
диктуются дидактическими принципами и типическими свойствами методической
системы?
При
отборе материала важно учесть его развивающее значение, объем и глубину, логику
развертывания, характер учебных заданий. Учитель предусматривает в зависимости
от темы разнообразие учебных заданий, учебных действий, многоаспектный анализ
материала, проблемные вопросы, необходимость выбора решения переключение с
одного аспекта рассмотрена на другие, установление коллизий и т.д.
В ходе урока предпочтительно:
- включать
учащихся в поисковую деятельность там, где имеется возможность осуществлять
самостоятельное наблюдение, анализ материала с целью добывания знаний;
- задавать
вопросы, которые предполагают варианты ответов, обсуждать их всем вместе,
находить оптимальные решения.
- строить урок
в соответствии со свойством процессуальности методической системы.
Главным критерием построения учебных
заданий является ориентация на характер мыслительной деятельности и усложнение
заданий по степени самостоятельного мышления. Задания должны систематически
давать обильную пищу для напряженной умственной работы.
Первый тип:
- самостоятельные работы репродуктивного характера, при выполнении которых дети
оперируют имеющимися знаниями в условиях заданных способов решения. Однако
каждое задание это своего рода мыслительная задача, предполагающая сравнение,
высказывание собственного суждения, умозаключения.
Второй тип -
самостоятельные работы поискового характера на группировку учебного материала
по грамматическому, орфографическому или фонетическому признаку. При их
выполнении учащиеся применяют имеющиеся знания и известные способы действия к новым
условиям, в том числе для решения познавательных задач, вырабатывают новые
способы действия, формирующие более сложные умения сравнивать, находить общее, делать
умозаключения и выводы.
Такие
задания формируют сложную мыслительную деятельность. Решение задач
второго типа направлено на формирование таких мыслительных действий и операций
классификации как:
- Рассмотрение
ряда объектов по одному признаку.
- Рассмотрение
ряда объектов с разных точек зрения.
- Вывод,
обобщение, предполагающее соотнесение и обобщенное выражение усвоенных
школьниками конкретных знаний.
Полный конспект статьи можно скачать с сервера.
|